Учебное видео по предмету “музыкальная литература“. 3 действие оперы М.И. Глинки “Жизнь за царя“ (Иван Сусанин) в сокращении с обозначенными главными номерами.
Большой театр 1992 г.
Либретто: барон Г. фон Розен, редакция Евгения Левашова Постановка: Николай Кузнецов
Художник: Валерий Левенталь
Действующие лица и исполнители:
Иван Сусанин, крестьянин села Домнина - Евгений Нестеренко (бас) Антонида, его дочь - Марина Мещерякова (сопрано)
Ваня, его приемный сын - Елена Заремба (контральто)
Богдан Собинин, ратник, жених Антониды - Александр Ломоносов (тенор) Начальник польского отряда - Борис Бежко (бас)
Хор и оркестр ГАБТ СССР,
дирижёр Александр Лазарев
Действие третье.
Внутренний вид избы Сусанина. Посередине дверь; сбоку еще одна дверь, ведущая во внутренние покои. С противоположной стороны окно. Ваня сидит занятый работой и поет свою песню: «Как мать убили у малого птенца». Это грустный рассказ о его собственном сиротстве. Входит Сусанин; он прислушивается к песне Вани. Теперь время более веселые песни петь, рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании Михаила Федоровича - ведь это их барин! – на царство. Вскоре Ване приходит на ум, что худо будет, если ляхи явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Федоровича. Но тут же оба - Сусанин и Ваня-решительно заявляют, что постоят за царя. Они полны отваги служить царю и сообщают об этом в своем дуэте.
Входят крестьяне, отправляющиеся на работу в лес и хором поющие об этом. Потом они намереваются прийти к Сусанину пожелать счастья. По знаку Сусанина Ваня угощает крестьян вином. Те славят Сусанина. Крестьяне уходят.
Сусанин зовет Антониду. Она приходит. Теперь вся семья в сборе (Сусанин, Антонида, Ваня и, Собинин). Сусанин благословляет молодых. Все радуются и молят Бога, взывают о милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться к девичнику.
Неожиданно слышится конский топот. Поначалу Сусанин думает, что это царские полчане. Но нет, это оказываются поляки. Они без лишних слов требуют, чтобы их проводили к царю, поскольку они уверены, что он где-то здесь. Сусанин отвечает им с притворным радушием, скрывая негодование: «Как нам-то знать, где царь изволит поживать!» Сусанин - опять-таки притворно (и, быть может, в надежде потянуть время) - приглашает их попировать на свадьбе, к которой готовятся в его доме.Поляки резко отказываются - их интересует только царь. Сусанин всеми силами старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и обращаются к нему с все возрастающим гневом и в конце концов даже замахиваются на него саблями. Сусанин с бесстрашием обнажает грудь. Решимость Сусанина озадачивает поляков. Они не знают, что с ним делать. Совещаются. Тут Сусанину приходит на ум (он обращается к Ване-решительно и таинственно): «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает скакать верхом самой короткой дорогой прямо к царю, чтобы до утра уведомить его об опасности. Ваня незаметно уходит. Поляки хотят подкупить Сусанина и предлагают ему золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет, и дает согласие отвести польский отряд к царю.
Антонина зорко следит за действиями отца. Она думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к царю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет ее и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться. Антонина опять бросается к отцу с настойчивым вопросом: «Куда твоя дорога?» Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. В изнеможении она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает.
За сценой слышится свадебный хор «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам». Но тяжело на душе у Антониды. Она поет свой романс - одна из наиболее популярных арий оперы - «Не о том скорблю, подруженьки».
Входит Собинин. Он только что узнал, что поляки взяли Сусанина. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело: «Налетели злые коршуны, набежали поляки, взяли в плен они родимого, сотворят беду над ним!» Крестьяне успокаивают Антониду («Ты не плачь, он придет!»). Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена. С Антонидой он поет дуэт «Сколько горя в этот день избранный». Постепенно собираются вооруженные крестьяне и ратники; к концу дуэта их уже целое ополчение. Собинин еще раз уверяет Антониду, что спасет Сусанина. Ратники торопят его отправляться в поход. Мужественно и решительно звучит их хор «На врага!». Собинин и крестьяне поспешно уходят.
1 view
183
29
2 months ago 00:04:00 1
Jakub Neske «Mironczarnia»
2 months ago 00:06:39 1
М. Глинка. “Камаринская“, фантазия на две русские темы
2 months ago 00:07:22 1
хор мальчиков хорового училища им.М.И.Глинки (СПб) часть 6
2 months ago 00:11:19 1
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
2 months ago 00:08:45 1
М. И. Глинка “Вальс - фантазия“ Самая красивая музыка Любви!
2 months ago 00:00:00 1
2024 (2) «МУЗЫКА РОССИИ» XXI фест современной музыки для русского нац. оркестра / Orchestra Fest (2)
2 months ago 01:24:03 1
Акварели | Концерт Сергея Мартынюка
2 months ago 00:09:37 1
И. Корнелюк, сюита из музыки к к/ф “Мастер и Маргарита“
2 months ago 00:04:43 1
Арагонская хота. ГААНТ имени Игоря Моисеева.
2 months ago 00:45:32 1
Олег Даль читает стихотворения Пушкина (1979)
2 months ago 00:05:33 1
М.И.Глинка Увертюра к опере “Руслан и Людмила“
2 months ago 01:25:34 1
2024 Всероссийский День Баяна, Аккордеона и Гармоники / 2024 Bayan, Accordion and Harmonica Day
2 months ago 02:54:49 1
Д/ф “Я Ведаю, так что и вам придётся“
2 months ago 02:25:06 1
Заключительный концерт Открытого фестиваля искусств имени М.И. Глинки 2024