Великий Вход

По пропетии первой половины Херувимской, кончая словами: Всякое ныне житейское отложим попечение, совершается так называемый Великий вход, то есть торжественное перенесение уготованных Святых Даров с жертвенника на Престол, где они поставляются на раскрытый антиминс. Исторически Великий вход объясняется тем, что в древности «предложение», в котором уготовлялись Святые Дары при проскомидии, находилось вне алтаря, а потому, когда приближалось время пресуществления Св. Даров, они торжественно переносились в алтарь на престол. Символически Великий вход изображает шествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Начинается Великий вход тем, что священник и диакон подходят к жертвеннику. Священник кадит Св. Дары, трижды молясь в себе: Боже, очисти мя, грешного. Диакон говорит ему: Возьми, владыко. Священник, взяв воздух со Св. Даров, возлагает его на левое плечо диакона, говоря: Возьмите руки ваша во святая и благословите Господа. Потом взяв св. дискос, возлагает его на главу диакона, со всяким вниманием и благоговением. При этом священник говорит диакону: священнодиаконство твое да помянет Господь Бог во царствии своем, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, а диакон, принимая дискос и лобызая руку священника, говорит ему: Священство твое да помянет Господь Бог… Принимая дискос, диакон стоит справа от жертвенника на одном колене, держа в правой руке принятое им перед этим от иерея кадило, надетым за кольцо на мизинце правой руки так, чтобы оно спускалось у него позади плеча, после того, как иерей передаст ему дискос. Поднявшись с колен, диакон первый начинает шествие, выходя северными дверями на солею, а священник, взяв в руки св. чашу, следует за ним. Если служат два диакона, то на плечо одного из них возлагается воздух, и он идет впереди с кадилом, а старший по чину диакон несет на главе дискос. Если служат несколько священников соборно, то второй по чину священник несет крест, третий – копие, четвертый – лжицу и т. д. Впереди их идут свещеносцы. лагослови, Владыко! – этот возглас, подаваемый диаконом, начинает почти каждое богослужение с его участием, а эта страничка открывает собою сайт, полностью посвященный церковному диаконскому служению в Православной Церкви. Служению именно церковному, потому что среди диаконских послушаний есть и социальное служение, и административная, миссионерская, образовательная деятельность, и многое другое, что с трудом поддаётся классификации, но этих вопросов мы если и будем касаться в рамках настоящего сайта, то не им предназначена главная роль. Именно богослужение, молитвенное участие в Евхаристии ставим мы здесь в центр диаконских обязанностей, как и сама Евхаристия – главное богослужение Церкви Христовой – стоит в центре Ее жизни. В связи с этим возникает вопрос вообще о месте диакона в Церкви. Ведь в принципе нет ни одного богослужения, которое не могло бы обойтись без диаконского участия. И ни для кого не секрет, что участие диакона в нашем богослужении задумывается, в первую очередь, как украшение последнего, служит для придания ему торжественности. Значит ли это, что диакон – лишь украшение службы (символично, кстати, что имя первого из диаконов и мучеников означает собой именно украшение: «στέφανος» – «венец, венок»). Значит ли это, что диакон является лишь неким незначительным декоративным элементом богослужения? Вспомним историю крещения Руси… Когда князь Владимир вопрошал перед лицом «бояр, и старцев, и дружины» своих посланников, вернувшихся из далёких земель о верованиях, там ими виденных, они отвечали: «…И пришли мы к немцам (т.е. латинянам) и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Ещё не отделился в то время Рим от Восточной Православной Церкви, и Русь могла бы принять крещение и от латинян, но именно красота византийского обряда определила дальнейший ход нашей истории. (Интересно, кстати, что «латиняне» впоследствии на века практически утеряли институт диаконства – не из-за своего ли нечувствия к красоте богослужения? – и лишь в последние годы возрождают диаконат, делая основной упор опять-таки на социальное его служение). #os9 Подпишитесь на нас в социальных сетях: Twitter: Наш блог Наш второй канал на youtube VK #литургия #литургия_воскресная #великий_вход #архивноевидео
Back to Top