В заключение пения стихов третьего антифона на литургии оглашенных совершается торжественный обряд входа в алтарь с Евангелием, называемого малым, в отличие от великого входа со Святыми Дарами во время Херувимской песни на литургии верных.
Малый вход совершается так: отверзаются Царские врата. Священник и дьякон перед святым престолом творят три поклона. Потом священник, взяв с престола книгу Евангелия, вручает ее дьякону. Начинается шествие. Впереди идет свещеносец со светильником. За ним следуют дьякон с Евангелием и священник. Они обходят престол с правой стороны, выходят из алтаря северной дверью и, став напротив отверстых Царских врат, преклоняют главы. Дьякон говорит: Господу помолимся, и священник про себя читает молитву входа. В ней он просит Господа, чтобы с их входом Он сотворил вход святых Ангелов, сослужащих им и славословящих благость Божию. По окончании молитвы священник восклоняет главу, и дьякон, указуя ему правой рукой на восток, говорит тихо: благослови, владыко, святый вход. Священник благословляет рукой на восток, произнося: благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно и во веки веков, – и целует Евангелие, находящееся в руках дьякона. Затем дьякон становится впереди священника лицом к востоку, и, дождавшись окончания третьего антифона, несколько возвышает Евангелие, и, делая им небольшой крест, возглашает: премудрость, прости. Затем он вступает в алтарь и полагает Евангелие на престоле. За дьяконом, поклонившись, входит священник. Оба целуют край святой трапезы. Между тем певцы поют: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий поющие ти: аллилуиа, – и к этому присовокупляют пение разных тропарей и кондаков. Затем следует пение Трисвятого, соединяемое с тайной молитвой священника в алтаре, чтобы Господь, внемлющий трисвятой песни от Серафимов, принял ее и от людей.
Возглашение “Господи, спаси благочестивыя“ появилось в Византии и пелось изначально во время входа царя и патриарха в храм. Текст его выглядел так: “Господи, спаси царей и услыши ны“, и являлся просто цитатой из 19-го псалма (“Господи, спаси царя и услыши ны“). Описания константинопольской патриаршей литургии ранее XIII в. указывают возглашать это прежде пения последнего кондака (ныне на патриарших, а по дореволюционной практике вообще на всех архиерейских литургиях , в этом месте возглашается Великая похвала).
С XIV в. возглас перемещается и звучит уже после последнего кондака, непосредственно предваряя приглашение диакона к пению Трисвятого (“наведение“ диаконом орарем “ко вне стоящим“ при возглашении “и во веки веков“, на которое прихожане по обычаю приклоняют главы, изначально было ничем иным, как сигналом хору или народу к началу пения “Святый Боже“). С XV в. возглас начинает проникать и в чинопоследование обычной, непатриаршей литургии. В том же столетии, после падения Константинополя в 1453 г., греки лишаются императора, поэтому возглас переделывают: “Господи, спаси благочестивыя и услыши ны“.
В такой форме, в конце концов, возглас проник и в русское богослужение. На Руси царь был, но текст, однако, обратно переделывать не стали (потому что не знали, как он выглядел изначально – до XV в., по крайней мере, на Руси этот возглас не использовался). Хотя по мысли некоторых поздних толкователей возглас этот относится просто к благочестивым прихожанам, “среди нас стоящим и всем, которые будут во веки веков“ (К.Никольский, “Пособие к изучению Устава богослужения“), всем было ясно, о каких благочестивых идёт речь – после революции 1917 года возглас был упразднен.
Подробнее читайте по ссылкам
уважаемые зрители просим вас пожалуйста подписаться на канал и поставить уведомления нажав на колокольчик в режиме все уведомления
Подпишитесь на нас в социальных сетях:
Twitter:
Наш блог
Наш второй канал на youtube
VK
#всехскорбящихрадость #литургия #литургия_воскресная #2023 #литургия_воскресная
47 views
172
36
7 days ago 00:21:23 1
Вторжение. Самая загадочная война 19 века. Крымская
2 weeks ago 00:06:22 11
✅ Н.Левашов. Что такое лунатизм. Подмена сущности в теле. Беременность без мужчины
2 weeks ago 00:03:28 1
Когда входил Господь в Иерусалим...
2 weeks ago 00:00:32 2
Вербное Воскресенье 2025🕊️Красивое поздравление с Вербным Воскресеньем!
2 weeks ago 00:01:08 2
Триумфальный вход Господа в Иерусалим
2 weeks ago 00:03:51 3
Трогательная песня “ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ “ на стихи Ксении Павленко
2 weeks ago 00:00:00 1
Вербное Воскресенье – праздник Входа Господня в Иерусалим САМАЯ СИЛЬНАЯ МОЛИТВА защита на год!
2 weeks ago 00:00:50 1
🙏12 апреля Лазарева суббота🙏Вербная суббота🙏Канун входа Господня в Иерусалим🌷Красивая открытка
2 weeks ago 00:35:11 1
Как работать с СРА-блогерами в 2025? Тренды, ловушки и секреты успеха
2 weeks ago 00:26:11 1
Beautiful Repentance | World Mission Society Church of God
2 weeks ago 00:01:18 1
ORIVISION - 4-канальный HEVC HDMI-кодер(EH1304)
2 weeks ago 00:01:29 1
Коктейли Energy Diet HD от NL International
3 weeks ago 00:03:36 2
--ЦАРЬ СМИРЕННЫЙ--НОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ПЕСНЯ 2025
3 weeks ago 03:25:51 3
Страсти по Андрею (драма, реж. Андрей Тарковский, 1966 г.)
3 weeks ago 00:31:00 1
Донецк. Рынок недвижимости в 2025 году: жилье, аренда, ипотека, ИЖС, риэлторы
4 weeks ago 02:14:08 6
Новая эксклюзивная лекция Татьяны Черниговской «Мозг и мир», 2025 год
1 month ago 00:35:39 2
Light and Darkness | World Mission Society Church of God
1 month ago 00:24:45 1
Ходит или НЕТ? - Гильзовка АЛЮМИНИЕВОГО блока с “верхним упором“ и с “нижним упором“
1 month ago 01:20:29 1
Беларусь в Литве или Литва в Беларуси? Великое княжество Литовское
1 month ago 00:06:33 2
Нано Аквариум через 1,5 года / Акваскейп
1 month ago 00:18:02 1
60-70-80 лет? Меньше ходите? Попробуйте сделать эти 5 вещей вместо этого.
1 month ago 00:46:41 2
Ветошникова Наталья Борисовна о блокаде Ленинграда / Блокада.Голоса
1 month ago 00:11:58 1
Южный Парк — Готы
1 month ago 00:25:48 2
Глава картеля об аптечных наркотиках в России. Кто поставляет и что делать с эпидемией.