Человек Арт-Объект Алла Зиневич. «ПОЛИТЮРО» выставка, Сания Бахтиярова.1949-2022. Живопись, графика

В Санкт-Петербурге открылась выставка «Сания Бахтиярова. 1949-2022. Живопись, графика» 9 сентября 2022 г. в Арт-пространстве «ПОЛИТЮРО» открылась выставка, «Сания Бахтиярова. 1949-2022. Живопись, графика». В церемонии открытия приняли участие коллеги и друзья Сании Мифтяховны, близко знавшие ее творчество. 9 сентября 2022 г. в Арт-пространстве «ПОЛИТЮРО» открылась выставка, «Сания Бахтиярова. 1949-2022. Живопись, графика». В церемонии открытия приняли участие коллеги и друзья Сании Мифтяховны, близко знавшие ее творчество. Ведущая вечера памяти, куратор выставок в Арт-пространствах «ПОЛИТБЮРО» и «Мумидол», член Творческого союза работников культуры Марианна Бурда предоставила слово искусствоведу Руслану Бахтиярову, рассказавшему о творческой биографии мамы, о ее семье и времени учебы в институте имени И.Е. Репина, о работе на Академической даче и о плодотворной культурно-просветительской деятельности. Своими воспоминаниями о Сание поделились писатель и журналист Рахим Теляшов, художники Рашид Гилазов и Людмила Давыдова; заведующая Библиотекой национальных литератур в 2000-2010-е годы Надежда Добрянская и сотрудник Русского музея Людмила Румянцева. Теплые слова о творчестве Сании сказали поэт Алла Зиневич и певец, ведущий творческих мероприятий Вадим Радвилович. Проникновенные стихи, посвященные памяти Сании Бахтияровой, прочитала поэт Халида Гилазова. Живопись Сании Бахтияровой неразрывно связана с национальной татарской культурной традицией и с академической школой. Особое место на выставке принадлежало «Портрету отца» (1972), написанному в период обучения в ленинградской Академии художеств. Сания Бахтиярова создала правдивый образ близкого и дорогого ей человека: словно размышляя над пережитым, он погрузился в себя. Мудрый взгляд усталых глаз, натруженные руки, чуть подавшаяся вперед фигура – всё сконцентрировалось в психологической яркости образа. Развивая национальную тему, Сания Бахтиярова создает серию жанровых картин «Традиции и обряды татарского народа» (1987-1990) и пейзажи из цикла «Моя Родина». Посетители выставки познакомились с пейзажными работами, выполненными во время прохождения студенческой и преддипломной практики в Крыму и Поволжье, а также с жанровыми композициями, портретами и натюрмортами разных лет. Работая на пленэре, Сания всегда пристально всматривалась в краски и линии природы, совершенствуя мастерство, обретенное в годы обучения в Академии художеств. В пленэрных работах особое внимание Сания уделяет изображению неба и земли – двух стихий вековечной природы. Именно в пейзажных полотнах и в композициях с букетами цветов определилась ее узнаваемая манера письма. Автор акцентирует красочную фактуру, осязаемость которой придаёт изображению особую эмоциональность. Художественные ассоциации, навеянные поэзией и мелодией Востока, воплотились в композиции «Вдохновение» (2000), запечатлевшей зыбкий, словно исчезающий в мираже, образ восточной красавицы. Синий цвет в этой картине можно истолковать как воплощение божественного дара, таланта, призвания художника. И рядом с этой работой и образами юных девушек («Иман. Девушка из Сирии», «Альбина», «Алина», «Сандугач») пронзительно прозвучали портреты, посвященные выдающимся деятелям нашей культуры: «Поэт-фронтовик Наби Даули» и «Страницы истории. Лев Гумилев». Картины-посвящения Сания Бахтиярова в последние годы создавала особенно часто. Всё её творчество и есть посвящение: людям, Отечеству, потомкам…
В начало