День,когда исполняется 30 лет. Мелодрам.1962 год.

«День, когда исполняется 30 лет» —советский художественный фильм 1961 года. Режиссер: Валентин Виноградов. Сценарист: Елена Каплинская. Композитор: Дмитрий Каминский. Сюжет: В этот день Светлане, художнице по росписи тканей, исполнилось тридцать лет. Она ждёт прихода друзей и близких. Но вот приходит человек, которого она не ждала. Это случилось несколько лет назад. Светлана была студенткой, Владимир - аспирантом. Они поженились, у них родился сын. Но вскоре Светлана поняла, что это замужество - ошибка молодости. Работа на комбинате помогла ей залечить боль ошибок. Потом она встретила Захара, летчика-испытателя. Он был человеком, который так же как и она, без остатка отдавал себя работе, жизни. Но оказалось, что счастье иногда приходится завоевывать в трудной борьбе с самой собой... В ролях: Руфина Нифонтова - Светлана, художница по росписи тканей. Главная роль. Николай Лебедев - Захар, лётчик-испытатель. Главная роль. Костя Семижен - Борька, сын Светланы. Главная роль. Елена Строева - мать Светланы. Юрий Шумаков - Владимир, бывший муж Светланы. Людмила Карауш - Тоня. Игорь Сретенский - Андрей, аспирант. Роман Филиппов - Рома Трофимов. Георгий Жжёнов - пациент больницы. Ольга Захарова - эпизод. Владимир Дедюшко - эпизод. Павел Пекур - эпизод. Нинель Жуковская - ученица Светланы (нет в титрах). Ростислав Шмырёв - член художественного кружка (нет в титрах). Людмила Семёнова - эпизод (нет в титрах). Галина Рогачёва - эпизод (нет в титрах). Рецензия на фильм: У режиссёра Валентина Николаевича Виноградова нелёгкая режиссёрская судьба. В 1954—1959 годах он учился на режиссерском факультет ВГИКа на одном курсе с Андреем Тарковским и Василием Шукшиным. ’День, когда исполняется 30 лет’ его дебютная режиссёрская работа. В 1956 году последовала вторая картина ’Письма к живым’, а вот судьба трёх последующих фильмов была, поистине трагична: ’Восточный коридор’ (1966) испытал жёсткое давление советской цензуры и только чудом вышел в прокат минимальным тиражом. Ещё большие цензурные нападки вызвала следующая работа ’Далеко от войны’ (1969), вышедшая в прокат в сокращенном и перемонтированном чужими руками виде под названием ’Жди меня, Анна’. В 1969 году Виноградов начал снимать на центральном телевидении сериал ’Синяя пустошь’, однако съемки фильма были прерваны цензурой — из 8 серий было снято только 4, но они так и не увидели экрана. Примерно такая же судьба и у первого фильма Виноградова ’День, когда исполняется 30 лет’ - в ’Советском экране’ была напечатана объёмистая негативная рецензия на картину, после чего фильм весьма успешно ’замалчивался’. Что же не понравилось критикам? Всё дело в центральном персонаже Светлане, которую прекрасно исполнила Руфина Нифонтова, только что закончившая сниматься в известной трилогии ’Хождение по мукам’. Её Светлана - это удивительное сочетание счастливой и несчастной женщины одновременно. Отношения с мужем Владимиром (Юрий Шумаков) - достаточно распространённый случай внутрисемейных отношений двух людей, которых кроме совместного ребёнка ничего не связывает. В семье всегда можно найти компромисс. Но найти его можно лишь в том случае, если появляется искреннее желание сделать это. А Владимир ограничился всего лишь ’каноническим правилом’ ’да убоится жена мужа своего’. Подача видеоматериала сделана неординарно. Касается это многих сцен, вызывающих удивление и даже непонимание. Но с другой стороны - это и свежо и необычно. Некоторые сцены умышленно затянуты и будто специально ’разбавлены’ пустотой. Но это тоже штрихи к портрету Светланы. То, что нет жёсткой привязки к датировки событий несколько путает зрителя, но к финалу всё становится совершенно ясным. Взаимоотношения с лётчиком-испытателем Захаровым тоже могут показаться, мягко говоря, необычными, но это лишь в том случае, если не принимать во внимание, как ’обожглась’ героиня в начале своей семейной жизни. именно отсюда проистекает её обострённое чувство личного счастья.
Back to Top