Каждый достаточно богат, чтобы любить. Проповедь о. Константина Корепанова ()

НЕДЕЛЯ 12-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Каждый достаточно богат, чтобы любить Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Храме-Памятнике на Крови г. Екатеринбурга. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня вы слышали историю, в общем-то, достаточно известную Евангельскую историю, – сюжет о том, как некий богатый юноша подошёл ко Христу и начал свою речь со слов: “Учителю благий! Что мне сделать, чтобы спастись?” И Христос отвечает: “Ты соблюдай заповеди”. Спрашивает тогда этот юноша богатый: “Какие?” – И Христос перечисляет ему обычно известные нам заповеди из Десятисловия. “Не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, чти отца и мать твою”. А вместо десятой заповеди говорит слова, которые написаны в книге Левит: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. Довольный, богатый юноша говорит: “Я все это исполнил“. На самом деле, нет, – но ему кажется, что он исполнил.. Тогда, не вступая с ним в спор, Христос говорит: “Ну, если хочешь быть совершенным, раздай всё имение твоё нищим и следуй за Мной“. И юноша, огорчившись, отошёл. И, конечно, обычно мы всегда думаем, слушая или читая этот отрывок, о том, каково это – быть богатым? Ну, естественно, разумеется, к себе эти слова мы не относим, потому что, – ну кто из нас считает себя богатым? Вот, мы-то точно – не богатые юноши, даже если ещё и юноши, – и на этом основании мы успокаиваемся. Но, на самом деле, каждый из нас богат, чтобы оказать другому милость. Каждый богат настолько, чтобы исполнить заповедь “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. У Ивана Сергеевича Тургенева есть цикл “Стихотворения в прозе”. Мы обычно в школе читаем про “Великий, могучий русский язык”, – но вот среди этих маленьких шедевров русской словесности есть одно потрясающее стихотворение, которое в свое время очень меня поразило. Я не смогу рассказать его наизусть. Но смысл в том, что писатель проходил по улице и увидел нищего. Так получилось, что хотя Иван Сергеевич человек был точно уж не бедный, но денег у него в ту пору не случилось, – ну ни одной монеточки, вообще ничего нет. И он задумался, – так сказать, завис на некоторое время, – а потом протянул нищему руку. Нищий пожал эту руку со слезами на глазах: он был ошарашен, он привык к копейкам, но копейка – это подачка, а рука подается равному. И вот эту милость, гораздо большую, чем любая денежка, он получил впервые, и он был счастлив, оттого что его признали равным. В нём увидели человека, в нем увидели мужчину, с которым здороваются за руку, и это было удивительным знаком милости. Так вот, на такую милость богат каждый из нас. Мы обычно меряем свой собственный социальный статус в отношении того, насколько богаты другие люди, – а потому всегда недовольны. Если бы мы мерили свой социальный статус с тем, насколько бедны другие люди, мы были бы всегда довольны и всегда благодарны. В том и беда наша, в том извращенность, болезненность нашей природы, что мы смотрим на тех, кто живет лучше нас, сравниваем себя с ними и завидуем, потому что ну как же: у него есть, а у меня нет! “Вот тут какая машина проехала, - вот мне б такую!” “А женщина какая, – мне б такую!” “А муж какой, вот бы мне такого!” Но так устроено болезненное наше зрение, что мы не видим того плохого, что есть у таких же окружающих нас людей, – мы просто не замечаем этого. Мы не видим, насколько бедны, насколько несчастны. насколько болезненны, буквально страдают от болезней окружающие нас люди. И, сравнивая себя с ними, мы всегда можем сказать: “Господи, как же Ты щедр в отношении меня!” Мы привыкли к здоровым детям – придите в дом, где больной ребенок с ДЦП, с аутизмом, даун, – и вы скажете: “Господи, какие удивительные родители! Как они могут любить? Я срываюсь на своего здорового ребенка, постоянно хожу недовольный его успехами, а эти – терпеливо несут на руках своего больного ребенка и не возмущаются, и не гневаются!” Кто-то живёт в таких страшных условиях, в таких лачугах, в условиях буквально ужасных с социальной, бытовой точки зрения, – и привыкают к этому и довольны тем, что, в очередной раз, у них появилась вода или хлеб. Есть такие семьи, но мы не хотим видеть, что они есть, а потому не благодарим за то, что́ есть у нас. ... Окончание текстовой записи - в первом комментарии к этому видео. Видеозапись сделана 15 сентября во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. Автор: Константин Корепанов Оператор: Сергей Комаров Текстовая запись: Елена Плотникова
Back to Top