Сергей Прокофьев “Токката“, ор. 11, для фортепиано
Исполняет - Лазарь Берман
Видео с нотами.
---------------------------------------------------------------------------------
“Весной 1912 года Прокофьев сочиняет Токкату, ор. 11. Ставшее сразу же широко известным талантливое произведение вызвало возмущение и «скандал» ревнителей старины и восторг в среде «левацки» настроенных кругов. «Леваки» не увидели в Токкате ничего, кроме разрушения закостеневших норм пианизма XIX века и якобы грубого утверждения культа механического, индустриального начала в музыке. Однако ни «близорукие» консерваторы, ни «дальнозоркие» урбанисты не были правы в оценке этого произведения. Они судили однобоко, односторонне, поверхностно, не отличали внешнего от внутреннего, принимали явление за сущность.
Токката Прокофьева передавала новым языком — новыми средствами фортепианного письма и пианизма — яркое и красочное восприятие мира художником, его юношеское упоение ритмом жизни и энергией богатырских сил. Прокофьев выразил все это в общих формах музыкального динамизма и музыкальной «кинетики» (Б. Асафьев), выразил как завораживающую стихию напористого, метричного ритма — ритма отнюдь не механизированного и бездушного, а наоборот, насыщенного поэзией самодвижения и активности.
«С. Прокофьев на днях сочинил штуку, от которой я совершенно без ума — фортепианную Токкату,— писал Н. Мясковский в одном из своих писем.— Чертовски остроумно, колко, энергично и характерно. Темы — верх простоты и физиономичности... не могу удержаться от вопля восторга. Пока это одно из его лучших и, во всяком случае, наиболее зрелых сочинений».
Токката построена четко и просто; она базируется на двух тематических формулах: упругой первой — активное «развертывание» и «возвращение» звуков трезвучия — и второй, основанной на «схождении» ритмически простейших фигур в правой и левой руках из крайних регистров к середине. Обе «формулы» весьма дерзостны (наложения, терпкие задержания и проходящие, острые хроматизмы), но в такой же степени и упрощены как ритмически, так и гармонически (хроматизированная линеарность подчас входит в органическое сочетание с простейшей трезвучной основой). Темы повторяются в типично токкатной манере огромное количество раз, martellat’ные и non legat’ные приемы, казалось бы, «назойливо» однохарактерны, но ...все это столь целесообразно направлено, столь художественно осмыслено, что не воспринимается как однообразие повторов.“
В. Дельсон
Источник - статья на сайте Бельканто:
____________________________________________________
Ла́зарь Нау́мович Бе́рман (26 февраля 1930, Ленинград — 6 февраля 2005, Флоренция) — советский пианист. Заслуженный артист РСФСР (1988).
Лазарь Берман — один из крупнейших отечественных пианистов, музыкальные критики часто включали его в тройку лучших советских исполнителей на фортепиано вместе с Эмилем Гилельсом и Святославом Рихтером. Его интерпретации музыки Листа, а также Рахманинова, Чайковского, Скрябина и других композиторов имели большой успех как на родине, так и за границей. Исполнение Бермана отличалось высокой виртуозностью и глубоким чувством стиля.
Источник: Берман,_Лазарь_Наумович
______________________________________
Ноты “Токкаты“ и других произведений для фортепиано композитора С. Прокофьева можно посмотреть здесь:
1 view
298
155
5 hours ago 01:36:35 1
А.Пушкин С.Прокофьев Радиопередача 1980г.
6 hours ago 00:28:31 1
Как учился С.С. Прокофьев
21 hour ago 00:03:53 2
“Танец Рыцарей“ С.Прокофьев. Исполняет вся страна! #НасНеОтменить #ШедеврыРусскойКультуры
21 hour ago 00:04:31 1
С.С.Прокофьев “Вставайте, люди русские!“ Поёт вся страна! #ШедеврыРусскойКультуры, #НасНеОтменить!
23 hours ago 01:59:46 1
Сергей Прокофьев. Повесть о Ромео и Джульетте (1991)
1 day ago 02:41:41 1
IntLex 74, 05/21/2024. Марина Кацева. Марина Цветаева и Сергей Прокофьев - советская трагедия
2 days ago 02:11:22 1
С. Прокофьев. «Повесть о настоящем человеке» // Приморский театр оперы и балета, А. Лубченко
2 days ago 01:32:39 5
А.С.Пушкин-С.С.Прокофьев Евгений Онегин
2 days ago 00:31:41 1
Кулинарный AMONG US в РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ! -Бустер, Даник, Дюшес, Дилара, Ликс, Сударь, Прокофьев, Сабина
3 days ago 00:09:17 1
С.С.Прокофьев. Балет “Ромео и Джульетта“. Танец рыцарей.
4 days ago 00:04:31 1
С.С.Прокофьев “Вставайте, люди русские!“ Поёт вся страна! #ШедеврыРусскойКультуры
4 days ago 00:04:22 1
SILENZIUM - Монтекки и Капулетти (С.Прокофьев cover)| Montagues and Capulets ()
4 days ago 00:02:30 1
pyrokinesis - да что романтичного в птичках? (DrunkLoud prod.) (КЛИП 2020)
4 days ago 01:36:41 1
Concert by the Children’s Chorus of Russia / Концерт Детского хора России
5 days ago 00:42:13 1
VLADIMIR VASILIEV - GOD OF THE DANCE
5 days ago 00:01:50 1
Romeo and Juliet – Dance of the Knights (The Royal Ballet)
6 days ago 01:34:55 1
Ivan the Terrible (1945) movie
6 days ago 00:44:12 1
Угадай КТО вебкамщица (feat. Андрей Прокофьев)?! 5 актеров и одна профессиональная вебкам-модель
6 days ago 00:06:52 1
“Baby Got Back:“ Sir Mix-A-Lot with the Seattle Symphony
6 days ago 00:03:00 1
Noize MC — Век-Волкодав (За гремучую доблесть грядущих веков)
1 week ago 00:29:54 1
С.С. Прокофьев “Петя и волк“ музыкальный фильм. Франция, 2013 г
1 week ago 00:04:59 4
S. Prokofiev. «Scherzo» from the sonata in D major for flute and piano.