Ум и знание (Лориг) #01. Введение: цель изучения, место в программе, источники. 6 подразделений ума
Цель изучения “Ум и знание“:
Знакомство с тем, что представляет собой ум, с тем, как он функционирует, постепенно меняет ум и приводит к совершенно сознательной, особой (khyad-par-can) деятельности ума, обеспечивающей достижение пробуждения - предельной цели буддийского учения. Содержание этой особой деятельности ума - последовательное, систематическое устранение пороков и недостатков ума, а также порождение и развитие таких качеств, как понимание (shes-rab), сострадание (snying rje), и многих других.
Место в образовательной программе
Курс лориг входит в первый из пяти главных предметов – «прамана» (главный трактат – «Праманаварттика» Дхармакирти). Изучается после курса дуйры.
Для этого курса имеются разные учебники, составленные разными известными учеными-преподавателями факультетов, примерно одинаковые по содержанию, но имеются и различия в понимании отдельных элементов. Разделы в них состоят из трех частей: 1) критика ошибочных идей других (gzhan lugs ltar snang bkag pa), 2) объяснение своей точки зрения (rang lugs bzhag pa) и 3) опровержение возражений (rtsod spong). Первая и последняя части содержат диспуты.
Основа для данного конспекта лекций – учебник: “Золотое ожерелье прекрасных Учений, проясняющих некоторые наставления [относительно] ума [и] ведания“, автор: Кунчен Чжамьян Шадба (факультет Гоман) с дополнениями из учебника “Чудесный ключ для пути доказательств“, автор: Йонзин Пуржог Чамба Гьяцо (факультет Сэра Дже).
Ф. И. Щербатской, «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов» («Ньяя-бинду» Дхармакирти с комментарием Дхармоттары «Тика»),
Р. Н. Крапивина, «Ум и знание»
А. М. Донец
А. Кляйн, «Знание и освобождение»
В. Г. Лысенко
Источники:
Главный источник – Речь Будды Шакьямуни, который излагал свое Учение с опорой на верное познание (умозаключения, логика), сам – авторитет в верном познании (tshad ma’i skye bu) «Ставший авторитетом в верном познании и стремящийся принести пользу живым существам» («Сутра о верном познании» Дигнаги) – Нагарджуна, Васубандху и другие использовали эти наработки, писали работы по этой теме – Дигнага («Праманасамуччая») (480-540гг.) – впервые представил целостную буддийскую систему по теории верного познания – в тот период индийские мыслители стали проявлять особый интерес к разрабатыванию этой теории и использованию полученных результатов для четко аргументированной защиты своих доктрин. Отражая нападки последователей мимансы, ньяи и др. школ – Дхармакирти (600-660гг.) развил многие положения Дигнаги, поэтому стали называть «традиция Дигнаги-Дхармакирти».
Данный курс излагается с точки зрения саутрантиков, следующих доказательствам (rigs-pa’i rjes-’brang-gi mdo-sde-pa), и затем следует раздел, где указываются особенности воззрения читтаматринов, следующих доказательствам (rigs-pa’i rjes-’brang-gi sems-tsam-pa).
“Ум и знание“:
Что касается ума, то, кроме нематериальности, ум характеризуется «ясностью» (gsal-ba), то есть познавательной способностью и «природной чистотой» (dag-pa), обозначаемой в буддийском учении разными терминами, в том числе таким, как «элемент родовой принадлежности» (rang-bzhin gnas-rigs). Природная чистота ума скрыта под «случайными загрязнениями» (glo-bur-gyi dri-ma), возникающими из-за «начального неведения» (thog-ma’i ma-rig-pa) - непонимания того, как на самом деле существуют вещи и явления, дхармы (chos). Такого рода загрязнения устранимы. Процессы устранения загрязнений ума и обогащения ума достойными качествами представляют собой буддийский путь с его этапами и уровнями. Вот почему важнейшую роль в осуществлении пути играет ум и знание.
Шесть подразделений [ума]:
1) Подразделение на два: постигающий ум и не постигающий ум (rtogs blo dang ma rtogs pa’i blo).
2) [3Б] Подразделение на семь [видов, относящихся к изучению] ума [и] ведания (blo rig bdun du dbye ba).
3) Два: верное познание и познание, не являющееся верным (tshad ma dang tshad min).
4) Два: концептуальный и не концептуальный [ум] (rtog bcas rtog med).
5) Два: непосредственное [восприятие] и опосредованное [познание] (mngon rjes).
6) Подразделение на два: [главный] ум и вторичный ум (sems sems byung).
2 views
0
0
1 month ago 00:00:59 1
Как избавиться от перхоти без лекарств и шампуней!
1 month ago 01:05:15 1
Власть подлейших.
1 month ago 00:33:36 1
к.ф.-м.н. Стригин М.Б. Четыре этапа эволюции мышления: экспликация мирового разума
1 month ago 00:08:32 1
Махи есть - ума не надо. У путина орешник не железный
1 month ago 00:15:00 1
“Третья мировая война. Просите милости Бога!“ г. Апостол Слова
1 month ago 00:20:24 1
Скандал в образовании!Торговля детскими мозгами! Сириус, Кравцов, олимпиады
1 month ago 00:48:59 1
КИРИЛЕНКО ВЫЙДЕТ ПРОТИВ T-killah?! | GOODY ПРОДАЕТ ЧИПИНКОСА! | КУДА ПРОПАЛ МОЗГОВ??
1 month ago 00:31:00 1
ПЕРЕСТАНЬТЕ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ – СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА СЕБЕ | Мотивация Невилла Годдарда
1 month ago 00:32:14 1
КАК ТВОРЧЕСТВО ОБРЕКАЕТ ТЕБЯ НА БЕДНОСТЬ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
1 month ago 00:34:58 1
Новый похабный мир неизбежен (Андрей Девятов)
1 month ago 00:10:58 1
Как влияют гаджеты на детей – «ПОЖИРАТЕЛИ МОЗГА» Мультфильм про строение мозга и развитие ребенка
1 month ago 00:05:00 1
SHERWD - Ромовый 72 (Official Lyric Video)
1 month ago 04:27:56 1
АУДИОКНИГА | СКАЗАТЬ ЖИЗНИ “ДА!“: ПСИХОЛОГ В КОНЦЛАГЕРЕ.
1 month ago 00:08:35 1
Разминка для мозгов, если они есть… как легко сшить из кусочков ткани красивый узор DIY мастер-класс
2 months ago 00:00:43 1
Мозг человека после употребления алкоголя.Смотри!!!
2 months ago 00:11:22 1
Как алкоголь убивает клетки мозга Лекция Жданова В Г
2 months ago 00:04:41 1
Воля и Разум - “Грешник или Святой“
2 months ago 00:08:10 1
DIY 🎀 Бесподобные новогодние бантики из репсовой ленты.. Рекомендую на все 💯🔥. Легко повторить ...
2 months ago 00:08:30 1
Fácil !! Veja como fazer um lindo laço de fita #12