М.И. Глинка был первым русским композитором, побывавшим в Испании. Он изучал культуру, нравы, язык испанского народа; записывал испанские мелодии (от народных певцов и гитаристов), наблюдал народные празднества. Поскольку светская музыка Испании, звучавшая в театрах, в то время в значительной степени находилась под влиянием музыки итальянской, его больше интересовали «напевы простолюдинов». Около 20-ти народных напевов с текстами без сопровождения Глинка записал в Мадриде и Гранаде. Испанские впечатления вдохновили его на создание двух симфонических увертюр. Это «Арагонская охота» (1845) и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1848-51), где воспроизведены картины жизни испанского народа.
Испанский фольклор диктовал композитору особый подход к материалу, форме, оркестровке. Обе увертюры далеки от обычного жанра обработки народной мелодии. Глинка стремился выйти к новому уровню художественного обобщения, запечатлев сам дух нации. Создавая сцены из народной жизни, он усилил процессуально-событийный характер звучания. В обеих увертюрах используется такой композиционный прием, как развернутое вступление и кода («начало» и «конец» танца-сцены), резкое переключение из одного плана в другой.
«Арагонская хота»
(первоначальное название – «Блестящее каприччио на тему арагонской хоты») -
испанская увертюра № 1 (1845)
В «Арагонской хоте» композитор обратился к самой популярной народной испанской теме. Услышав ее в исполнении испанских гитаристов, он был восхищен ее своеобразной жизнерадостной грацией. Это мелодия хоты (испан. jota) – национального испанского трехдольного танца, ставшего одним из музыкальных символов Испании. Именно с хотой были связаны самые первые впечатления Глинки об испанской культуре.
«Арагонская хота» открывается медленным вступлением в характере сурового марша-шествия (Grave). Его музыка, с торжественными фанфарами, контрастными перепадами динамики, полна сдержанной силы и величия. Это образ суровой и прекрасной Испании. После характеристики «места действия» развитие переключается в «конкретно-событийный» план. В сонатном разделе, ярко контрастном вступлению, возникает картина праздничного народного веселья.
Инструментовка мастерски передает колорит испанской народной музыки. Легкие pizzicato струнных и щипки арфы раскрывают поэтический образ гитарного наигрыша (1-я тема главной партии – подлинная мелодия арагонской хоты), деревянные духовые имитируют пение в вокальной части танца (2-я тема главной партии – копла).
Используя сонатную форму, Глинка не отказывается от метода вариационности. Мотивную разработку он сочетает с варьированием материала. Уже в рамках главной партии (двойная трехчастная форма ababa) происходит варьирование тем. В побочной же партии, изящной и грациозной, напоминающий наигрыш мандолины, Глинка блестяще реализует характерную композиционную особенность народной хоты. Гармонический план всех мелодий этого жанра одинаков – ТD DТ. На этом основании сами мелодии могут быть услышаны как варианты друг друга. Именно так воспринимаются обе темы побочной партии. Они добавляются к исходной ритмо-формуле хоты из двух звуков (ТD DT) в качестве контрапунктов, образуя тем самым серию вариаций (8 тактов до ц.10).
Разработка строится на принципе постепенного нарастания динамики, с постоянным переключением планов: как бы «выхваченные» из общей массы сольные сценки сменяются блестящим звучанием всего оркестра. Перед центральной кульминацией звучание хоты прерывается затаенно-тревожным тремоло литавр и фанфарами «меди», напоминая о теме вступления – это Испания, край необузданных страстей.
Высшую точку развития знаменует ослепительно яркая тема хоты, проводимая всем составом оркестра. Она почти осязаемо раскрывает картину всенародного ликования.
Реприза (ц.18) – подлинный апофеоз вариационности в сонатной форме. Главная и побочная, казавшиеся в экспозиции разными темами, выглядят здесь как единое последование вариаций на заданную гармонию.
Синкопированные фанфары коды образуют тематическую арку вступлению, но окрашиваются в яркие, праздничные тона.
Итак, уникальность глинкинской хоты в том, что сонатный динамизм ее формы усилен благодаря открывающейся в процессе варьирования общности тем.
В этой увертюре Глинка использует большой состав оркестра. Особую роль играют кастаньеты – испанский инструмент, подчеркивающий национальный колорит, а также арфа.
1 view
380
104
1 month ago 02:54:49 1
Д/ф “Я Ведаю, так что и вам придётся“
1 month ago 02:29:01 1
15 апреля, в 19:00 - прямая трансляция из зала Зарядье
1 month ago 00:53:59 1
НГК имени М.И. Глинки - КФК Атлант, Зимняя лига AFL 5x5
1 month ago 02:32:07 1
Юбилейный концерт к 10-летию Хоровой капеллы мальчиков и юношей п/у А.М. Жуковского (Иваново), 1994
1 month ago 00:09:46 1
Денис Фёдоров, Большая фуга на тему «В траве сидел кузнечик» и множество других тем.
1 month ago 00:06:23 1
А.Хачатурян. Владимир Васильев. Сцена из балета «Спартак». Vladimir Vasiliev - «SPARTACUS».(1972 г.)
1 month ago 00:00:00 1
Концерт V Открытого фестиваля исполнителей на гуслях «Гуслей серебристый перезвон»
1 month ago 00:07:22 1
хор мальчиков хорового училища им.М.И.Глинки (СПб) часть 6
1 month ago 01:06:48 1
Выдающиеся мастера оперной сцены. Марк Рейзен (1971)
1 month ago 00:07:05 1
В. Гридин “Рассыпуха“ (другая картинка и звук)
1 month ago 00:07:42 1
М.И. Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
1 month ago 00:12:15 1
М. Глинка Каватина Людмилы , Л. Делиб Болеро “Красавицы Кадикса“ - исп. Мария Селеверстова
1 month ago 00:08:34 1
ПОСВЯЩЕНИЕ АСТОРУ ПЬЯЦЦОЛЛЕ В. Зубицкого | Михаил ВОЛЧКОВ и ОРНИ МГМК им. М.И. Глинки