Строева О.В.| Эволюция Безобразного. Образ сатаны. Искусственное изменение нормы. Красота у Греков.
Канал «Научная Тематика» в соцсетях:
Телеграм •
ВК •
Дзен •
Rutube •
Донаты:
Поддержать канал через Boosty •
Поддержать проект ВКонтакте •
-------------------------------------------------------------------------------
Подпишись на Олесю в Дзен:
Эволюция категории безобразного в культуре.
Эстетическое чувство - восприятие мира. Оно раскладывается на две составляющие - безобразное и прекрасное.
Безобразное не существует без прекрасного.
Хаос и космос - это еще более глубинное представление.
Боги и люди рождаются из хаоса, который представляется безобразным, неоформленным, пугающим.
Для древних пугающими были стихии, монстры и т.п.
Пример.
Шумерский миф о космогонии, о происхождении мира.
Сюжет борьбы с драконом, змеем.
Древнегреческая философия заложила культурный код, представления о прекрасном.
Представления греков о повседневном теле, как о безобразном.
Космос - красота. Законы красоты у греков во всём.
Прекрасное - возвышенное и трагическое.
Безобразное - низменное и комическое.
Аполлон и Дионис.
Разумное начало. Аполлоническое начало.
Хаос, инстинкты. Дионисическое начало.
Возникновение образа дьявола.
Дионисийские оргии.
Сатиры и нимфы.
Получеловек полуживотное.
Животное начало.
Противопоставление плоти и духа.
В библии образ падшего ангела.
Геометрия - изображение невидимого.
Прекрасное - свет или сияние, пропорции, числа.
Средневековая Европа.
Христианизация варваров.
Символы.
Зооморфизм.
Бестиарии.
Голубь. Сова.
Звероподобное существо пожирающее грешников.
Данте. Детальное описание ада.
Мотив пожирания архаичен.
15-16 век – разложение религиозного сознания.
До появления физики всё наделялось анимой.
Анимизм.
Эволюция мышления, сознания и представлений об окружающем.
Рыцарский кодекс.
Служение даме сердца.
Романы, баллады.
Поклонение замужней даме, тройственный союз (муж, жена и рыцарь).
Представления об отсутствия сексуальных отношений.
Наследование женщинами богатств.
Эклектика.
Поэма Бальдус.
Свита сатаны.
Заимствование образов из разных представлений.
Комиксы.
Очеловечивание образов и символов начинается с ренессанса.
Гёте. Фауст.
Врубель. Демон.
Ницше. Представления, философия.
Идея всеединства, гармонии.
Поворот от прекрасного идеализированного к безобразному повседневному.
Современная гиперреалистическая скульптура - апогей эстетики безобразного.
Натуральность, реалистичность.
Барокко. Причудливый.
Эстетика безобразного.
Запечатлеть уродство..
Безобразное ассоциировалось с комическим. Сейчас нет.
Смешение границ в современности.
Мастер и Маргарита.
Воланд - не совсем библейский дьявол.
Пересечение с персонажами Гёте.
Гностицизм.
Воланд не совсем воплащает зло.
Новый фильм по Булгаковскому “Мастеру и Маргарите”.
Множество реальностей.
Переосмысление Понтия Пилата.
Дополнительная реальность в фильме.
Воланд - трикстер.
Образ безобразного в современном мире.
Постгуманизм - наша современная эпоха.
Безобразное - страшное разрушительное низменное, иногда комическое.
Что сейчас можно отнести к безобразному?
Неопределенность безобразного в контексте низменного.
Искусственно, идеологически происходит изменение нормы.
Темнокожая королева Англии, как условный персонаж в кино и сериалах.