Александровский голос труда от .
Возрождённый памятник веры и времени священник А.И. Сокольский. Как слово наше отзовётся.
Александр Иванович Сокольский (род. 1853-1919) как по мнению епархиального начальства, так и по мнению фабрикантов Барановых, служащих и рабочих Троицко- Александровской мануфактуры, был самым подходящим священнослужителем Карабановской Троицкой церкви, талантливым проповедником-оратором и умным психологом, который сумел приблизить огромные народные массы к православной вере, помог спасти и людей и производство от революционных потрясений двадцатого века.
Священник очень любил и жалел своих прихожан, а о своей работе писал очень скромно. Вот его рассказ:“Стоя не выше земледельца по степени религиозного знания, запутав жизнь свою суевериями и предрассудками, фабричный, к сожалению, вследствие условий своего быта, стоит ниже земледельца в своей нравственной жизни. Общее мнение совершенно справедливо ставит мастеровых на низком уровне религиозных понятий и нравственности. Большинство фабричного люда, совершенно чуждые каких-либо устойчивых убеждений, не только христианских, но даже общечеловеческих, истомлённые физически и не менее того ослабевшие духом, фабричные мастеровые если не до того устали на своей томной работе, чтобы в праздничный день отдыхать дома, то или предаются пьянству или заняты распутством. Изнурительная работа в удушливом воздухе, дурное общество, остро и грубо осмеивающее всё, что выходит из ряда обыкновенного, во многих убивают всякую религиозную и нравственную потребность и поселяют в фабричном человеке грустные чувства тоски, досады, злобы, зависти. Мастеровой досадует на своего хозяина, приказчика, бранит их в душе и нередко изливает свою злость на всём, что есть под рукою - на своих подмастерьях, рабочих инструментах и прочем. Они завидуют всем, кто находиться в лучших условиях. Ему кажется, что хозяин теснит его жалованьем и напрасно штрафует, лавочник слишком дорого берёт за покупку, доктор, в расчётах хозяина, прописывает ему дешёвое лекарство и т.д. Для фабричных собеседование даже необходимее, чем для другого класса людей. На Карабановской фабрике они открыты с 1 марта 1880 года. С Великого поста чтения велись с теневыми картинками и хоровым пением.... Если не удовлетворит слушателей и прольёт первая беседа, то, может быть, понравиться им объяснение церковной службы, в которой они участвуют почти бессознательно, им интересны библейские повествования о начале мира, человека; если и это не удовлетворит мастерового, то, может быть, он найдёт отраду в пении...“ В отчёте православного братства за 1880-81 гг. по поводу чтений в селе Карабаново на фабрике Барановых читаем:“Правление Товарищества фабрики гг. Барановых ещё в начале отчётного года предложило, состоящему при местном храме отцу диакону Сокольскому организовать народные чтения и предоставило в его распоряжение просторное помещение. Были сделаны все нужные приготовления и расходы; куплены фонарь и картины, но пред самым приступлением к чтениям, от бывшего на фабрике пожара, сгорело помещение, предлагавшееся для чтений. Обстоятельство это было причиною, что чтения были открыты лишь в начале Великого поста и то в помещении далеко не соответствовавшем потребности. Пришлось делать по два чтения сряду; одно для мужчин, а другое для женщин. Для детей чтения особо повторялись учительницей Титовой. Мужчинам читали до вечерни с 2--часов до 4, а женщинам после церковной службы с 5,5 до 7,5 часов. Счёт посетителям не вели, но однажды 7 марта было сосчитано 220 мужчин, а женщин 150; число это можно почитать за среднее, так как бывапо и более; случалось, что в помещении, где производились чтения, происходила буквально давка и духота, так что необходимо было сокращать продолжительность чтений, Всех чтений в феврале-марте было семь. Надобно отметить, что народ весьма охотно слушает объяснение богослужения, особенно когда говорится, как надобно держать себя в то или другое время службы, то и дело слышишь вопросы:“Надо ли креститься?“ Надо ли наклониться?“. Нужно отдать должное посетителям в том, что они не заставляли дожидаться себя, а аккуратно являлись к назначенному времени и уже после ни выходили, ни входили, а в совершенной тишине выстаивали всё время чтений. Что чтения производили доброе впечатления на слушателей, об этом свидетельствует не уменьшавшееся число посетителей.