Ernesto De Martino - La Taranta (1962)

Тарантизм, согласно историку религий Эрнесто де Мартино, является южноитальянским историческим религиозным феноменом, который развивался на протяжении Средних веков и продолжал своё развитие в восемнадцатом веке и позднее, вплоть до современности. Практика тарантизма свойственна преимущественно низшим слоям населения - крестьяне верили, что они одержимы тарантой (паучихой, которая кусает и отравляет). Исследование де Мартино, результаты которого отражены в отдельной монографии о тарантизме, ограничено Южной Апулией (территорией бывшего Неаполитанского королевства), где жертвы тарантизма страдали от повторяющегося психоза в период с июня по август после летнего сбора урожая. Считалось, что эти психозы вызваны укусом таранты, и каждая из тарант имеет разную природу, разный характер. От характера таранты зависит особенность её воздействия на жертву: некоторые таранты были жестокими и агрессивными, другие – похотливыми, третьи – плаксивыми, ещё одни – сонными. Жертвы таранты, которые именуются «тарантати», вылечивались с помощью музыкальной и танцевальной терапии – музыканты-тарантеллы нанимались для выступления в домах жертв. Они должны были продиагностировать природу таранты, которая вселилась в жертву, и в зависимости от этого подбирали музыку наиболее подходящего стиля, чтобы очистить жертву от яда конкретно этой таранты с помощью исполнения мелодии и танца. Возникновение тарантизма связывается в основном с городом Таранто, приблизительно после 1100-х гг., позднее тарантизм распространился по всему Неаполитанскому королевству и даже частично в Испании. По мнению де Мартино, истоками тарантизма являются греческие экстатические культы Диониса, которые были распространены в грекоязычном районе южной Италии, известном как Великая Греция. После Тридентского собора 1545-1563 гг. начался упадок тарантизма – католическая контрреформация стремилась ликвидировать народные верования. В дальнейшем тарантизм переживал ещё более сильный упадок ввиду построения часовни Святого Павла в городе Галатина в регионе Апулия (в часовне были запрещены музыкальная и танцевальная терапия) и из-за распространения идей Просвещения из Неаполя в конце XVII в. Согласно де Мартино, тарантизм и связанное с ним состояние одержимости способствуют возникновению условий, при которых психологическая напряженность человека драматизируется. Личные страдания, которые могли быть вызваны такими проблемами, как несчастная любовь, низкий социальный статус, сексуальная неудовлетворенность и др., преобразовывались в состояния одержимости, которые повторяются ежегодно. Де Мартино предполагает, что эти состояния обусловлены культурно, но не являются настоящими результатами укуса таранты. Благодаря танцевальной и музыкальной терапии жертвы психологически успокаивались и «возвращались» в общество (по крайней мере, на время). Литература: Martino E. The land of Remorse. A Study of Southern Italian Tarantism. London: Free Association Books, 2005. Текст: Ярохина Лилия Владимировна (Студентка бакалавриата кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)
Back to Top