До конца XIX века история культуры (как и вообще история) воспринималась как непрерывный линейный процесс. Возрождение сменилось маньеризмом, из маньеризма выросло барокко, которому противостоял классицизм XVII века, ставший в XVIII веке просветительским классицизмом. Разочарование в идеалах Просвещения вызвало к жизни романтизм, который открыл в человеке необъятный внутренний мир. Реализм закономерно начал исследовать этот мир и выяснил, что внутренний мир человека зависим от мира внешнего… И тут внешний мир вдруг затрещал по швам – наступил XX век.
Появившееся на рубеже XIX-XX века множество терминологических «измов» указывает на бессилие науки определить состояние литературы и искусства. Иногда за термином стоит группа художников, иногда — несколько лет из жизни одного автора. Искусство, которое всегда сравнивали с зеркалом, словно разбилось на множество осколков – ни один не похож на другой по форме, но все похожи на некогда бывшее целым зеркало. Комплекс литературных направлений, течений, явлений