На берегу (США - 1959г.)

Режиссер Стэнли Крамер Сценарий Джон Пэкстон, Невил Шют В ролях Грегори Пек, Ава Гарднер, Фред Астер, Энтони Перкинс, Донна Андерс, Джон Тейт, Харп МакГуайр, Лола Брукс, Кен Уэйн «Фильм этот сейчас почти забыт, а зря. В те годы, когда угроза ядерной катастрофы была не менее реальна, чем сегодня угроза, скажем, повальной наркомании, фильм этот произвёл на весь мир такое страшное и мощное впечатление, что в ООН было даже принято решение: показать его в так называемый День Мира во всех странах одновременно». А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Далёкая Радуга». «Фильм нас буквально потряс. Картина последних дней человечества, умирающего, почти уже умершего, медленно и навсегда заволакиваемого радиоактивным туманом под звуки пронзительно-печальной мелодии “Волсинг Матилда“». Б.Н.Стругацкий. «На берегу» (Конец света), также «На последнем берегу» (англ. On The Beach) — чёрно-белый художественный фильм Стэнли Крамера (известного у нас по комедии «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир»), экранизация романа «На берегу» Невила Шюта. В 2000 году роман Невила Шюта был вновь экранизирован. В главной роли снялся Арманд Ассанте. В СССР такого кино не снимали. Мы почему-то никогда не верили в реальный апокалипсис, надеясь на силу и благоразумие Советской страны. А вот Америка к нему готовилась. И, судя по всему, американцы боялись его больше, чем мы. Именно этим объясняется сюжетная линия ленты. Именно этим объясняется появление в картине смертельных таблеток и тяжелая атмосфера, похожая на ту, что наверняка пропитывала бункер Адольфа Гитлера и Евы Браун. Вот, как сильно американцы боялись ядерного оружия Советского Союза. И именно к нам были направлены их мольбы, начертанные на городском плакате «Есть еще время, брат…». 1964 год. Последствия ядерной войны ужасны. С лица Земли один за другим исчезают города, страны, части Света. Лишь в Австралии ещё есть остатки жизни. Спустя несколько месяцев радиация доберётся и до Австралии. Люди обречены. Они бессильны помочь друг другу. Остались лишь воспоминания, сострадания и пустые надежды. Все, конец, финал. И выбор теперь простой — красиво хлопнуть дверью, не оттягивая неизбежное, проглотив пачку снотворного или вдохнув в гараже порцию угарного газа, или отчаянно биться, бороться в поисках выхода, спасения, вероятность которого составляет ноль целых, ноль-ноль-ноль… Биться до последнего. А потом? Потом настанет тишина, и деревья пробьются сквозь бетон автострад, тростник будет колыхаться на ветру, а белки играть в остовах небоскребов. Когда умрет последний человек, так и не поверивший, что все закончилось вот так, просто… На фоне общей трагедии показана жизнь отдельных людей. Никакой предыстории, только лишь герои в настоящем. Питер и Мэри Холмс, воспитывающие маленькую дочку; Дуайт Тауэрс — капитан подводной лодки, который отплывает в Америку, чтобы проверить есть ли там жизнь и кто передает сигналы оттуда; Мойра и Джулиан — местные выпивохи. С начала фильма вообще мало чего понятно, но потом осознаешь, что герои живут и, можно сказать, доживают свой век после мировой катастрофы. И, увы, конец случится практически в одно время для всех и никто не спасется. Это что-то из разряда фраз «Представьте, что вам осталось жить один день, что бы вы сделали?». Герои каждый день живут как последний, пытаясь наполнить его хоть какой-то радостью и притупить осознание неизбежной смерти. Кто-то участвует в гонках — то, о чем давно мечталось, а кто-то неожиданно встречает любовь и заполняет светом свои дни. И как верно Мойра говорит Дуайту: «Я досталась тебе слишком легко. В другие дни меня это волновало бы, но сейчас — нисколько». Нет времени, надо спешить. Но больше всех переживает Мэри — ее безумно жаль на протяжении фильма, поскольку ее страдание выражается в каждом движении и взгляде. Она больше не видит смысла что-то делать, и все ее мысли вертятся вокруг дочери. Актеры прекрасны. Солнечная Ава Гарднер, так сильно врезавшаяся в память по последней сцене, где ее ослепляет солнце у берега океана. Грустно-строгий Пек, все время старающийся сдерживать эмоции. Нервничающий молодой Перкинс, переживающий со слезами на глазах за своих жену и дочь. Задумчивый мудрый Астер, никак не вяжущийся с такой ролью после участия в комедиях и мюзиклах. И, конечно, Донна Андерсон, сильнее всех выражающая свое страдание. Что примечательно в фильме, так это отсутствие правых и виноватых, и что стерто именно северное полушарие. Осталась только Австралия. Сцена, где Джулиан рассуждает о случившимся — явно ключевая, проливающая свет на многое. Фильм сработал — тогда. Он и сейчас бьёт наотмаш. Но появилась новая плеяда политиков — еще более нахальных, неграмотных и брезгующих старыми очевидными истинами, и настала пора снимать что-то не менее кардинально-окончательное. И вводить прямо в мозг, для полного закрепления.
Back to Top