В ожидании счастья. Совершенство мудрости в буддизме. Будда о мудрых людях. Цели, планы и счастье

Пожертвования для поддержки канала: ◾️ Пожертвования на boosty ◾️ Яндекс деньги / ЮMoney ◾️ На карту - - - - - - - - - Социальные сети и площадки: ◾️ Telegram канал ◾️ Мой сайт ◾️ Я Вконтакте ◾️ Яндекс Дзен ◾️ TikTok @nara_loka ◾️ Сообщество VK: - - - - - - - - - В самой идее “обязательно будем постоянно счастливы” есть ошибки. Во-первых) Не обязательно. Далеко не факт, что так случится. Даже если вы приложите нечеловеческие усилия, если сделаете всё верно, всё что только возможно. Ну… потому что не всё в мире зависит от наших действий. Бывает так что умные, упорные усилия не приносят результата по независящим от вас факторам. Во-вторых) Не факт, что задуманное принесёт счастье. Вдруг это окажется не нужным? И сидя в большом доме, в окружении детей, с кучей денег на счету… мы всё равно будем несчастны? Да частенько даже и не мы сами устанавливаем эти цели. Все живут так вокруг, все этого хотят и мы так живём. Или у нас желание появилось когда-то под влиянием чего-то, картинки, образа, фразы и ум помчался его выполнять и разочаровываться. В-третих) И это самое главное, совершенно точно, это не продлится долго. Не будет постоянным. Продлиться это счастье лишь некоторое время. - А что же вся остальная жизнь? А всё остальное время, мы скорее всего в большей степени будем фоном недовольны, напряжены, тревожны, печальны. - А что же, если этого не сложиться? Это значит что и всю жизнь мы будем по большей части недовольны, и потом ещё и испытываем невероятное разочарование старости, понимая, что не вышло, не случилось. Это была бы очень мрачная картина, если бы не было решения этой проблемы. Так как корень проблемы в изначально неверной идее. Потому что “все обусловленное неудовлетворительно” (пали sabbe saṅkhārā dukkhā) Это буквально природа всех этих вещей, явлений и событий к которым мы обычно стремимся. Это не значит, что мирянам не нужно строить отношения, карьеру, дома, растит детей… нет. Ни в коем случае. Конечно стройте, достигайте, выращивайте, наслаждайтесь в процессе, на здоровье. Сколько угодно. Но полезно для нашего же счастья “понимать верно, в соответствии с действительностью” что это такое, каковы характеристики этой обусловленной реальности. Ведь: - всё обусловлено прошлым и окружающим - всё состоит из частей - части влияют друг на друга - всё взаимосвязано со всем вокруг - находится в причинно-следственной связи уходящей в бесконечность в прошлое и будущее - и изменчиво А значит, придерживаться такой идеи, стремится изо всех сил, жертвуя всем, страдая по дороге, это заведомо тупиковый путь. Заведомо обрекающий нас на несчастье, которое в лучшем случае сменяется кратковременным счастьем. Великий Шантидева говорил И пусть они хотят всем сердцем уберечься от страданий, бегут за ними безрассудно. Хотя желают счастья, по наивности уничтожают собственное счастье, как врага. (Шантидэва. Вступая на путь Бодхисаттвы (Бодхичарья аватара)) Кто-то давно изучающий философию буддизма, может подумать, какое отношение эти мирские ситуации имеют к Высшей мудрости (санскрит prajñāśikṣa) к Совершенству Мудрости (санскрит Prajñāpāramitā). Самое прямое. Практика она не только где-то в небесных мирах, не только в медитации, не только в возвышенных состояниях, она прямо здесь, сейчас в этой такой казалось бы повседневной реальности. Хакуин сказал Не зная что истина близка, Люди ищут её далеко. Как жаль. (Хакуин или Хакин. 1686 - 1769 года. Один из самых влиятельных мастеров в японском Дзен буддизме. Он преобразовал школу Риндзай) Пустотность (санскрит śūnyatā), изменчивость (санскрит anitya) иллюзорность (санскрит māyā), неудовлетворительность обусловленного (санскрит duḥkha), бессамостность (санскрит anātman) наблюдаемы и переживаемы в каждой мирской ситуации. Их можно видеть напрямую. Они не где-то в космосе, а прямо здесь, в упавшем на пол бутерброде, в тех же автомобильных пробках на дороге. В успехах и неудачах, в похвале и порицании. В тревоге о завтрашнем дне, в печале о вчерашнем. Дхарма в самой сияющей реальности. Мы работаем не с абстрактными концепциями, а с самой жизнью. И видя как оно есть, мы развиваем высшую мудрость. Развивая её мы действуем соответствующе. Поняв природу обусловленного, можно наконец: расслабиться, выдохнуть. наслаждаться сейчас делать, но не особенно расстраиваться, когда что-то не складывается, хотя вы приложили все возможные усилия. начать наслаждаться тем, что мы делаем и радоваться достижениям, своим и других людей. прекратить убиваться и сходить с ума из-за обусловленного начать двигаться к не обусловленному становится наконец счастливыми
В начало