Г Берлиоз. Симфонические увертюры. К 220-летию со дня рождения композитора.

В 2023 г. исполняется 220 лет со дня рождения французского композитора романтика первой половины XIX века Гектора Берлиоза (1803-1869). Г. Берлиоз симфонист мирового значения, а его программные произведения стали новым явлением в музыке. Знаменитая «Фантастическая симфония» (1830) композитора открыла новую страницу в области музыки - программного симфонизма. Композитор написал целый ряд программных симфонических увертюр, и многие из них являются знаменитыми концертными произведениями. В концертах часто исполняются увертюры к его операм – «Беатриче и Бенедикт» (1862) по В. Шекспиру, «Бенвенуто Челлини» (1838). Симфонические увертюры «Беверлей» (1828) и «Роб Рой» (1831) были навеяны романами В. Скотта. Для создания красивейшей увертюры «Римский карнавал» (1844) Г. Берлиоз использовал музыку сцены карнавала из оперы «Бенвенуто Челлини». Композитору принадлежит увертюра на библейскую тему «Бегство в Египет» (1852). Произведения В. Шекспира «Король Лир» (1830) и «Буря» (1831) легли в основу одноименных увертюр. Г. Берлиоза не оставило равнодушным и творчество Д. Байрона, «Корсар» (1844) которого получил отражение в увертюре композитора. При жизни новаторские произведения Г. Берлиоза с трудом пробивали себе дорогу. В России же его творчество пользовалось большой популярностью, а поездки в Россию в 1847 г. и в 1864 г. принесли Г. Берлиозу небывалый успех. Ему принадлежат труды о композиторах, например, о Л. Бетховене, а также Г. Берлиоз оставил нам свои «Мемуары». О композиторе сняты фильмы «Фантастическая симфония» (Франция, 1942), телесериал «Жизнь Берлиоза» (1983). Симфонические увертюры Г. Берлиоза взяты из открытых источников в Интернете. - увертюра к опере «Троянцы в Карфагене», дирижер К. Дэвис - увертюра «Роб Рой», дирижер Р. Флейшер - увертюра «Римский карнавал», дирижер Ю.-П. Сарасте - увертюра «Корсар», дирижер Р. Мути
В начало