Для них каждый вокруг становится зеркалом...

Стадия принятия предполагает признание тех эффектов воспитания в нарциссической семье, которые прослеживаются в жизни человека теперь. Это означает суметь посмотреть на определенные черты индивидуальности и сказать «Ага! Я теперь вижу, откуда это идет». Например, пациент мог бы сказать: «я не умею вести себя уверенно. Я никогда не могу сказать людям, что у меня на душе. Теперь я понимаю, что я не могу это сказать людям, потому что сам не знаю, что у меня на душе. Я не знаю, что у меня на душе, потому что, когда я был ребенком, никто никогда не спрашивал меня, что я чувствую, что я думаю. Фактически, чтобы сносно жить в моей родительской семье, мне приходилось прятать свои чувства. Они были не только не важны, но и потенциально опасны. Мне не разрешалось иметь чувства». Эта стадия - признание существующих черт, поскольку они отражают прошлый опыт. Важное терапевтическое замечание состоит в том, что пациенту нужно сказать, что хотя развитые в детстве черты могут быть дисфункциональны теперь, (во взрослой жизни), но в то время они были нужны. Те черты и навыки позволяли ребенку продолжать функционировать в пределах его нарциссической семьи. Они должны быть оценены врачом как полезные механизмы, служащие для того, чтобы справляться с трудными ситуациями. Теперь, конечно, ситуация изменилась (он-взрослый он имеет власть и контроль) и механизмы, при помощи которых он справлялся с ситуацией, возможно, тоже должны измениться. В формировании положительного образа себя жизненно важно поощрять пациента к уважению ребенка, которым он был, и к способности того ребенка выжить. Большинство детей из нарциссических семей не выносят критики открытой или подразумеваемой. Если отвергается что-нибудь, что они делают, думают, говорят или чувствуют, они воспринимают это как то, что отвергают их самих. Их образ себя является слишком аморфным и потому слишком уязвимым, чтобы справиться с негативной реакцией другого человека. Многие из этих людей становятся человекоугодникам и в попытке предотвратить негативные реакции от окружения до того, как они возникнут. Для них каждый вокруг становится зеркалом их собственной ценности, напрямую определяет их самооценку. («если никто вокруг не раздражается по моему поводу, то значит, я нормальный» «если кто-нибудь, начиная от начальника до соседского ребенка, раздражается на меня, критикует меня или считает меня смешным, то я плохой, тупой, ничего не стоящий» и так далее). Они думают, что они таковы, как окружающие реагируют на них.
Back to Top