Проповедь о. Константина Корепанова в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке ()

#оКонстантинКорепанов Проповедь священника Константина Корепанова. Неделя 5‑я по Пасхе, в которую мы вспоминаем беседу Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин. 4:5-42). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Сегодня мы слышали в евангельском чтении рассказ о беседе Господа нашего Иисуса Христа с женщиной-самарянкой. Иисус остановился у колодца, а Его ученики пошли в близлежащие селения, чтобы купить еды – они утомились, как путники. И в этот момент к колодцу приходит женщина-самарянка. Христос начинает с ней беседу, и это удивляет женщину, потому что она знает, что иудеи с самарянами не сообщаются. Для иудеев самаряне – это нечистые, скверные люди. На то есть известные причины, о которых можно прочитать с Священном Писании Ветхого завета. И вот Христос начинает диалог с самарянкой, и мы видим её удивление отсутствием к ней пренебрежения со стороны Того Человека, с которым она разговаривает, хотя она-то - на своей земле, на своей территории - и может несколько тоже равнодушно, пренебрежительно к Нему отнестись, тем более, что говорит Он как-то странно. Он говорит: «Если бы ты знала, с Кем говоришь, то это ты бы просила у Меня воды.» Она не смеётся над Ним: «Как Ты мне можешь дать воду? Ведь у Тебя ни ведра, ни черпака, ни кастрюльки, ни кружки нет. Я с кувшином пришла к этому колодцу. Чем Ты можешь меня напоить?» И Он говорит: «Если бы ты знала, тогда бы ты просила у Меня воды. И тот, кто знает Меня и верует в Меня, у того из чрева, потекут потоки живой воды. Я дам ему такую воду, что сам он не только напитается ею, но и сможет напитать этой водой других.» И много далее странных вещей, и странных речей, которые мы не совсем понимаем не потому что мы - не жители Иудеи, и для нас вода заведомо значит меньше, чем значит она для жителей Иудеи, для жителей жаркого района, к тому же занимающихся скотоводством; конечно, трудно отчасти понять людей, которые ходили к колодцу и должны были ходить регулярно, потому что водопровода у них не было. Но дело - не в этом. Наш ум, наш разум, наше сердце ожесточились, и то, что открылось этой необразованной, да и грешной женщине, для нас остаётся закрытым, несмотря на всё наше образование, просвещение, воспитание и даже порой праведность. О чём говорит здесь Христос? Он говорит о том, что Бог, в Которого все тогда верили и многие верят сейчас, - не Существо, которое требует, чтобы Ему служили. Все божества, которым служил человек – не суть боги, именно потому, что они требуют служения себе. Бог не требует служения людей. Он не требует почитания. Он – Бог. Его задача, Его способ существования – служить, дарить жизнь, животворить всё, что есть в этом мире. Он сотворил всё и всё это питает жизнью. Мы не можем этого понять. Ну как же: нас всё время учили, что Богу нужно служить. А здесь мы слышим совершенно другое. И создаётся образ: как может послужить человек, идущий по пустыне к ручейку, который там струится, к колодцу, который там находится? Как он может послужить ему? Он же приходит, припадает к этому роднику и пьёт. Кто кому служит? Ручей ли человеку или человек ручью? И Бог есть вот такой поток живой воды, - жизнь, сотворившая всё в этом мире, и всему этому сущему жизнь подающему. И это всё сущее ушло от своего родника, и пыталось где-то в пустой земле вырыть колодцы, которые не дают воды. Но человечество роет, и роет, и роет, задыхаясь от жажды, погибая в песках, - зная, где он, этот поток живой воды, могущий оживить измученные сердца, но упрямо к нему не идёт. И всё свидетельствует о том, что да, там ручей живой, конечно, - но как я к нему приду? ему же надо что-то принести, ему же надо как-то послужить. Для этого же что-то нужно сделать. Ничего не надо делать, к ручью надо просто прийти и пить из него. Пить, радуясь тому, что есть в пустыне поток живой воды, который питает нас. И Христос, принося эту благую весть, стучится в сердца человека и остаётся непонятым как теми, кто с Ним ходит, - ибо и ученики постоянно конфликтовали между собой, пока не получили эту живую воду, и не напились ей обильно, и не почувствовали, насколько велика разница между теми фарисеями, которые учили о том, как надо служить Богу, и почитать Его, и тем, что принёс Христос, – иди и пей. Без денег – говорит пророк Исайя – просто иди и пей, и наслаждайся тем, что Бог даёт тебе жизнь. Он питает всё жизнью, потому что всё это сотворил. А мы не понимаем этого. ... окончание проповеди в первом комментарии к этому видео или в группе Видеозапись сделана 30 мая во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. Автор: Константин Корепанов Видеозапись: Евгений Панферкин Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова. Аудиозапись:
Back to Top