Юрий Гуляев - Орлята учатся летать (1966, CD)

“Орлята учатся летать“ Музыка - Александра Пахмутова Слова - Сергей Гребенников, Николай Добронравов Использован исходный материал с магнитной ленты, изданный на СД в 1995 году. Запись 1966 года. Монтаж и постмастернинг - Бешеный Карпыч 2019 год. Ассиметрия сцены сделана сознательно. Рекомендуется прослушивать через наушники, предварительно скачав ролик. При онлайн прослушивании качество звука заметно снижается. Блистательная работа, одна из лучших в карьере певца. Почему то считается, что это детская песня, что не так. Пахмутова считала её серьёзной взрослой песней, она была написана для мужского соло и именно так исполнялась в середине 60-х другими певцами. Иногда пелась мужским дуэтом. Хор не предполагался даже фоном, его и в записи Гуляева нет. Детские хоры стали эту песню массово осваивать уже в 70-е годы, кстати, они так и не смогли её исполнить адекватно, не нашёл ни одной достойной записи, даже Большой детский хор спел её средне. А вот другая песня Александры Пахмутовой “Как молоды мы были“ изначально задумывалась в сопровождении молодёжного хора, первые записи так и были сделаны: Градский пел с хоровым сопровождением, это уже потом он превратил её в сольный проект. Юрий Гуляев исполнил множество так называемых гражданских песен: “Жди меня“, “Журавли“, “Моя Москва“, “На безымянной высоте“, “Песня о тревожной молодости“, “Прощайте скалистые горы“, “Пушки молчат дальнобойные“, “Горячий снег“ и т.д. В большинстве случаев он так и остался их лучшим исполнителем, кто-то пел их неподалёку или по другому, но фактически никто не спел их лучше за последние 50 лет. Но есть две песни Гуляева до уровня которых не то что близко, а даже в бинокль никто не просматривается. Настолько высокую он задал планку последующим исполнителям. Это “Песня о неоткрытых островах“ и “Орлята учатся летать“. Причём я имею в виду не их повторное исполнение, а их уровень вообще применительно к жанру гражданской лирики (не люблю это корявое выражение, но как-то надо отделять этот жанр от лирики любовной). Даже сам Гуляев не смог потом приблизиться к этому эталону в своих последующих работах. Ушли неповторимые краски сначала из голоса, а потом из души. На смену высшему состоянию духа, а именно свободного духа - столь необходимого для высших форм гражданской лирики - пришёл дубовый пафос служения, а это уже более низкая форма по определению. Поэтому поздние гражданские песни Гуляева слушаются тяжело, из них ушёл дух свободы и счастья, которого так много в “Орлятах“. Единственное исключение - песня “Три товарища“, спетая в 1984 году. Там - наивысшая возможная форма вообще, но там и жанр несколько иной. Песня - гимн является по сути гражданской молитвой народа и более соотносима с жанром псалма, то есть песней - молитвой. Так например “Мелодия“ и “Три товарища“ - это развитие одной и той же “темы перехода“ в жанре псалма и гимна, и их нельзя относить к жанру гражданской лирики. ОРЛЯТА УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ Орлята учатся летать, Им салютует шум прибоя, В глазах их небо голубое… Ничем орлят не испугать – Орлята учатся летать. Орлята учатся летать, То прямо к солнцу в пламень алый, То камнем падая на скалы И начиная жить опять, Орлята учатся летать. Не просто спорить с высотой, Еще труднее быть непримиримым… Но жизнь не зря зовут борьбой, И рано нам трубить отбой! Бой! Бой! Орлята учатся летать, А где-то в гнездах шепчут птицы, Что так недолго и разбиться, Что вряд ли стоит рисковать… Орлята учатся летать. Орлята учатся летать. Вдали почти неразличимы Года, как горные вершины, А их не так-то просто взять – Орлята учатся летать. Орлята учатся летать. Гудят встревоженные горны, Что завтра злее будут штормы, Ну что же… Нам не привыкать! Орлята учатся летать. Орлята учатся летать, Они сумеют встретить горе, Поднять на сильных крыльях зори. Не умирать, а побеждать! Орлята учатся летать! Орлята учатся летать! Не просто спорить с высотой, Еще труднее быть непримиримым… Но жизнь не зря зовут борьбой, И рано нам трубить отбой! Бой! Бой!
Back to Top