О лукавстве. Проповедь иерея Константина Корепанова ()
🔻Текстовая запись проповеди (разверни)🔻
#оКонстантинКорепанов
Проповедь священника Константина Корепанова.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали Евангельский отрывок о вере и о лукавстве, о том, как часто лукавит человек, называющий себя верующим. Что такое лукавство? В данной конкретной ситуации Господь спрашивает: “Крещение, совершавшееся Иоанном (Крестителем), было от человека или от Бога? Было оно благодатным, или это было простое человеческое действие?” Все же знали: Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Иисус есть Агнец Божий, Посланник Божий, Спаситель. И вот, эти спрашивающие Его верующие, очень благочестивые фарисеи, стали размышлять, как им лучше ответить: если сказать, что Иоанн был проходимец – народ рассердится на них, побьёт камнями. Если сказать, что он был Божий человек – придётся признать и его свидетельство о том, что Христос есть Спаситель, тогда нужно поверить во Христа. И так, и так – плохо, неудобно. Поэтому они сказали: “Не знаем, откуда это было, не знаем, Божий человек был Иоанн, или не Божий. Откуда мы можем знать?” Но их лукавство очевидно и им самим, и Христу.
И очень часто человек, называющий себя верующим, лукавит и в таком смысле: не давая чёткого ответа на поставленный вопрос, касающийся любой сферы – духовной, религиозной, церковной жизни.
– Почему ты судишь людей?
– Потому что они грешники.
– Но ты же сам тоже грешник, но себя не судишь!
– Ну, не знаю…
– Ты почему не можешь простить человека?
– Потому что он плохой и сделал много зла.
– Но ведь ты тоже сделал зло, и Бог тебя простил! Почему же ты не можешь простить?
– Не знаю…
И на любой вопрос, прямо поставленный верующему человеку, он, видя, чем ему это грозит, всегда лукаво говорит: “Не знаю” – точно так же, как ответили эти фарисеи.
И человек, который, казалось бы, должен быть неким свидетелем правды, истины, часто действует лукаво. Люди этого мира, конечно, тоже действуют лукаво, и их лукавство очевидно, – но чего от них можно ждать? Они же ведь люди мира! Они живут во зле и порабощены злу и лжи, и то, что они действуют лукаво – это неизбежно. Но люди, пришедшие в Церковь, люди, которые причащаются Богу, не могут действовать лукаво. Они должны очень чётко замечать, когда они лукавят, и судить себя за это, исправляя кривизну своего ума, кривизну своего слова или кривизну своего сердца.
Тебе не нравится этот человек – это понятно: любой человек может не нравиться; к любому человеку можно испытывать неприязнь; и любой человек это сознаёт и как-то с этим живёт. Но христианин, сознавая неприязнь, должен с ней бороться. Он не может оставить в себе эту неприязнь, он должен понимать: раз Господь есть Любовь, и я призван любить всех; Господь любит всех – и этот Господь, Который любит всех, живёт во мне – значит, я должен исцелиться от неприязни в своём сердце.
– Но я не могу!
Неправда, ты лукавишь! Потому что Тот, Кто любит этого человека, сейчас живёт в твоём сердце! Ты в это либо веришь, либо нет. Если веришь – значит, ты знаешь, что можешь иметь любовь к этому человеку, потому что Тот, Кто любит этого человека, сейчас в твоём сердце. Значит, ты лукавишь: ты просто не хочешь любить этого человека, а не не можешь. Ты не можешь сказать: “Я не могу этого сделать”, если о том, что́ нужно сделать, сказал тебе Христос, – Тот, Кто тебе это сказал, живёт в твоём сердце. Ты тогда должен сказать: “Нет, я не хочу этого делать!” – это будет прямо и честно, и тогда ты сможешь исправиться, измениться, или сделать ещё что-то. Но когда ты лукавишь, когда говоришь: “Не могу, я беспомощен и не способен победить зло” – ты лукавишь, ибо победа над злом живёт в твоём сердце. Христос в тебе живёт.
Можно этих примеров приводить бесконечное множество, но суть остаётся той же: мы – лукавые люди; мы лукавим перед Богом, мы лукавим перед самими собой, мы лукавим перед ближними: мы представляемся всем, как православные христиане, и стараемся, чтобы в нас видели православных христиан, но совершаем поступки, недостойные православных христиан. Это неизбежно: мы – грешники. Но тогда надо честно сказать всякому человеку, ставящему нам в укор, что мы ведём себя неправильно: “Да, я – плохой христианин, я не могу, не умею поступать соответственно своим словам, соответственно своей вере. Я – плохой христианин, но я христианин, потому что без Христа я не могу и не хочу жить. Простите меня, люди: я не такой, каким должен быть.”
Но мы лукавим и, вместо того, чтобы признать своё несоответствие, начинаем оправдывать себя, хотя знаем же в сердце, что мы плохие христиане, – но доказываем, что – нет, хорошие, очень даже хорошие. Или, вместо того, чтобы признать свою ошибку или свой грех, мы начинаем обвинять другого человека...
Продолжение - в первом комментарии к этому видео.
Видеозапись сделана 11 января 2024 года во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова.
1 view
456
167
2 months ago 00:28:43 1
Рудковская! Заткнись уже! Бумеранги для Сати Казановой. Лицемерие Лиззо. Любовник Шамана. Кац и ФБК