Средний Ламрим. Раздел випашьяна #15. Разновидности и правила освоения випашьяны

Когда, полагаясь на вышеописанное снаряжение для випашьяны, находят воззрение, постигающее два [вида] несуществования Я, следует осваивать випашьяну. А. М. Донец: «Випашьяна - опирающаяся на шаматху как свою опору мудрость – праджня (shes rab), исследующая свой объект и дополненная редкостным блаженством полной очищенности (shin sbyangs kyi bde ba khyad par can), возникающим при созерцании исследующем (dpyad sgom). Критерием реализованности (grub tshad) випашьяны считается сочетание действия праджни в отношении тех или иных объектов с редкостным блаженством полной очищенности, возникшей благодаря силе одного только созерцания исследующего. Если сначала была обретена обычная шаматха, а на ее основе - випашьяна, то затем может быть реализовано самадхи слитых воедино шаматхи и випашьяны (zhi lhag zung ’brel gyi ting nge ’dzin). Оно имеет место тогда, когда благодаря одному только созерцанию исследующему возникает шаматха, которая называется уже не «обычной» (tsam po), а «редкостной» (khyad par can) (это означает, что мудрость-праджня випашьяны сочетается с самадхи шаматхи, т.е. при исследовании випашьяной ум будет полностью сосредоточен на объекте). Випашьяна, практикуемая при наличии редкостного блаженства полной очищенности, которое возникает при созерцании устанавливающем (’jog sgom) тогда, когда реализуется шаматха, будет лишь подобием випашьяны (rjes mthun gyi lhag mthong)».
Back to Top