Философские школы #15. Саутрантика. Часть 5 - Воззрения в отношении пути

Воззрения в отношении пути Здесь три: Объект [постижения] на пути. Подлежащее отвержению на пути. Характеристика пути. [Объект постижения на пути]. “Постижение“ (rtogs) - это реализация постижения того, что здесь описывается как “подлежащее постижению на пути“, а “отвержение“ (spangs) - реализация отвержения “подлежащего отвержению на пути“. Им являются шестнадцать аспектов четырех Истин [святого] - непостоянство и т.д. Несуществование у индивида постоянного, единичного и самостоятельного Я признают грубым несуществованием Я индивида, а несуществование у индивида существующего субстанционально и независимого Я – тонким несуществованием Я индивида. Тонкое несуществование Я и тонкое несуществование Я индивида считаются равнозначными. «Понимание вайбхашиков, устанавливающих индивида как непостоянного и существующего условно [с точки зрения] разделения [его] на отдельные части, становится методом, [ведущим к] пониманию саутрантиков, устанавливающих индивида как существующего условно [с точки зрения] несуществования [его] в качестве воспринимаемого как субстанция. А. Кляйн, «Знание и освобождение» (пер. Д. Устьянцев): «Свалакшана (собственный признак) понимается как неделимые части материи или сознания… под «действительным» часто понимают тонкие частицы, или моменты материи, которые вспыхивают и становятся существующими лишь на один момент. Для тех, кто определяет реальность таким образом, столы, стулья и пр. не являются действительными, поскольку это грубые объекты, которые только накладываются на собрание мельчайших частиц… только явление, которое не имеет протяженности в пространстве и во времени... точечный момент реальности может рассматриваться как реальный, или собственный признак… “Реальность, существование и вещь являются синонимами. Мы не должны забывать, что они противопоставляются идеальному, несуществующему, воображаемому, или же концепции, которые являются разными наименованиями нереального“. В этих утверждениях Поттер и Щербатской рассматривают собственный признак как равнозначный неделимым частицам или моментам ума. Все остальное, как они полагают, создано умом и поэтому нереально. Как отмечается во втором утверждении Щербатского, «несуществование» в данном случае является синонимом «нереального». Следовательно, в его интерпретации такие целостности как столы являются простым концептуальным признаванием и не существуют».
Back to Top