Философские школы #05. Вайбхашика. Часть 1

Признаком вайбхашика [обладает] тот [являющийся] хинаянским философом индивид, [который] не признает [непосредственное] самопознание (rang rig) и полагает внешнюю данность (phyi don) имеющей место истинно (bden grub). ДО: Объяснение названия. Ачарья Васумитра, [например]; имеется основание называть его вайбхашиком (bye brag smra ba, букв. “говорящий о видах“): поскольку [он] излагает (smra ba) философскую систему, следуя [идеям] “Великого моря объяснения видов (частностей)“ Васумитры (bye brag bshad mtsho che mo, санскр. “Махавибхаша“. В ней представлено в сокращенном виде содержание семи текстов по Абхидхарме, составленных после ухода в паринирвану Будды Шарипутрой, Маудгальяяной и др. и излагающих основные идеи Будды по Абхидхарме, или поскольку [он] говорит о трех временах как о видах (частных) [одной] субстанции (rdzas), то и называется вайбхашиком. ДЧ: или же, подобно тиртикам-вайшешикам (bye brag pa), говорят о множестве дхарм, имеющих место субстанционально (rdzas grub) ДО: Подразделение. Есть три [вида вайбхашиков]: кашмирские вайбхашики, апарантийские и магадхийские. из 1. четырех главных (коренных) школ (Сарвастивада (yod par smra ba), Махасангика (dge ’dun phal chen pa), Стхавиравада (gnas brtan pa) и Саммитья (mang pos bkur ba)), 2. из двух (Махасангика и Стхавиравада), 3. из одной главной школы, и 4. из трех главных школ (Стхавиравада, Махасангика, Сарвастивада).
Back to Top