Философские школы #13. Саутрантика. Часть 3 - Подразделение на две истины

Признак абсолютной истины: дхарма, которая имеет место как приемлемая для строгого исследования (rigs pas dpyad bzod) co стороны своего “принципа пребывания“ (sdod lugs) (со своей стороны - [со стороны] объекта), независимо от [ее] признаваемости вербально и концептуально («Если [нечто] имеет место со своей стороны, совершенно независимо от установления концептуальным [познанием], то [они] считают [это] имеющим место благодаря собственному признаку». «“принцип пребывания“ – интегральная характеристика вещи, так сказать, ее гносеологическая сущность, которая также может трактоваться и как онтологическая сущность вещи. Если вещь имеет место со стороны своего “принципа пребывания“, то она квалифицируется как “имеющая место со своей стороны“ (rang ngos nas grub pa), т.е. как существующая и сама по себе – независимо от того, признается она существующей таким образом или не признается концептуальным познанием в неартикулированном виде или в формализованном вербально». «Тонтун ченмо»: «Поэтому в системе саутрантиков не считают, что, благодаря лишь наличию со своей стороны, [нечто] имеет место благодаря собственному признаку. Если [нечто] имеет место со своей стороны, совершенно независимо от установления концептуальным [познанием], то [они] считают [это] имеющим место благодаря собственному признаку». «“Строгое исследование“ – это опирающееся на доказательства исследование, про¬водимое в ситуации отсутствия внешних и внутренних причин ошибочности. “Приемлемое“ для подобного исследования – это обнаруживаемое и принимаемое им как достоверное)». «Основа признака: [различные] действительные [вещи]. Действительное; существует основание называть его “абсолютной истиной“, так как если абсолютный ум (ум абсолютного) [установил] безошибочным и лишенным концептуальности непосредственным верным познанием [его] сущность как истину (истинную), то называется так (абсолютной истиной)». Абсолютный ум – познание, неошибающееся в отношении являющегося объекта («ум, направленный на абсолютное»). Два: абсолютная истина и имеющее место истинно тождественны по предмету. Признак относительной истины: та дхарма, [которая] имеет место только в качестве признаваемой концептуально (rtog pas btags tsam du grub). ООФС: Дхарма неспособности выполнять функцию в абсолютном [смысле] (don dam par don byed mi nus pa’i chos). «Дхарма, не способная выполнять функцию в абсолютном [смысле]». [Категории] “дхарма не-вещь“ (dngos med kyi chos), “относительная истина“, “общий признак“, “постоянное“, “необусловленная дхарма“ (’dus ma byas kyi chos) и “имеющее место ложно“ (brdzun par grub pa) – равнозначны.
Back to Top