Философские школы #14. Саутрантика. Часть 4 - Воззрения в отношении обладателя объекта
[Индивид]. Следующие авторитетным текстам считают “основой признака“ индивида поток скандх, а следующие доказательствам – сознание умственного (yid kyi rnam shes) – 6й вид виджняны.
[Познание]. Здесь два - верное познание (tshad ma) и ум, не являющийся верным познанием (tshad min gyi blo). Верное познание [имеет] два [вида] - непосредственное верное познание (mngon sum gyi tshad ma) и опосредованное верное познание (rjes dpag pa’i tshad ma). Непосредственное верное познание имеет четыре [вида]: чувственное непосредственное, умственное непосредственное, непосредственное самопознание, йогическое непосредственное.
А. Кляйн, «Знание и освобождение» (пер. Д. Устьянцев): «Саутрантика утверждает, что все четыре вида непосредственного восприятия являются абсолютным сознанием».
«Поскольку являющиеся объекты определены в качестве двух [разновидностей]: собственный [и] общий [признак], постольку обосновано, что верное познание определяется в качестве двух [разновидностей: непосредственное восприятие и умозаключение]. И поскольку объекты вхождения (’jug yul) определены в качестве двух [разновидностей]: явный [и] скрытый, постольку обосновано, что верное познание определяется в качестве [тех же] двух [разновидностей: непосредственное восприятие и умозаключение].
Из этих двух о первом. Поскольку все предметы рассмотрения, ставшие являющимися объектами верного познания, определены в качестве двух [разновидностей]: собственный [и] общий [признак], постольку обосновано, что все верные познания определены по количеству в качестве двух [разновидностей]: непосредственное [восприятие] и умозаключение. Это указано [в «Праманаварттике»]:
«Так как два предмета рассмотрения, то и верных познаний [также] два».
А. М. Донец, «Учение о верном познании…»: «Термин pramana, как полагают обычно, образован от корня та (мерить, измерять, соизмерять, достигать) путем добавления префикса рrа (первое, начальное, лучшее, превосходное, совершенное) и суффикса апа, превращающего глагол в имя существительное, которое обозначает действие (измерение и проч.) или инструмент, орудие этого действия (мерило, мерка и др.).
…
Поскольку «рrа» в слове pramana имеет значение «первое, начало, новое, высшее, лучшее», отмечает Чжамьян Шепа, то это дало повод трактовать праману как первопознание, или познание в первый момент. Поэтому необманывающееся познание на второй момент своего существования в традиции Дигнаги-Дхармакирти называется уже не праманой, а «послепознанием» (bcad shes) [Чжамьян Шепа, 2, л. 211].
Дхармоттара обосновывает истинность этой идеи тем, что если познание уже имело место (а это происходит в один момент), то «всякое другое (дальнейшее) познавание того же самого объекта не в состоянии чего-либо к нему прибавить. Следовательно, если объект достигнут (познанием, то дальнейшие стадии этого познания, направление внимания и усвоение), не являются (особыми) источниками познания» [Дхармоттара, 1995, с. 68]. В соответствии с этим полагают, что термин «прамана» означает «познание впервые» (gsar du shes ра).
Ученые монахи Гелуг отрицают такое понимание слова «прамана», поскольку основным критерием праманы, по их мнению и согласно признаваемому в мирской системе познания, служит необманываемость, а не первопознаваемость, и именно с этой точки зрения следует истолковывать значение данного термина.
Поэтому философы Гелуг полагают, что «pra» в слове «pramana» следует брать в значении «высшего, лучшего». Прамана - это оценивание полностью, истинно так, как есть, высшее оценивание высшего, выдающееся оценивание главного. Тогда слово «прамана» будет означать необманывающееся познание главного объекта, что полностью соответствует концепции прасангиков».
1 view
877
518
4 months ago 02:45:07 1
Целе Нацог Рангдрёл. Светоч Махамудры
4 months ago 00:57:55 3
Отлично, хорошо или супер?! Разбираем работу мэра Чуны Николая Хрычова
4 months ago 00:01:12 1
Межрегиональный теософский семинар «Эволюция сознания» в Вашем городе!
4 months ago 02:02:30 5
- АФРИКА – КОНТИНЕНТ БУДУЩЕГО. ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦИВ. ОСОБЕННОСТИ | СЕМИНАР АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИСТИКИ
4 months ago 00:31:00 1
Harry Potter and the Philosopher’s Stone ▷ ФИНАЛ #6 [No Comments+ПОДКАСТ]
4 months ago 00:38:59 1
Harry Potter and the Philosopher’s Stone ▷ Бдящий Филч #5 [No Comments]
4 months ago 01:09:24 1
ЛЕОНИД БЕЛОЗОРОВИЧ — РЕЖИССЕР ДУБЛЯЖА «ГАРРИ ПОТТЕРА» И «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ»
4 months ago 01:27:49 1
Юристы и Риелторы, кто полезнее? кто богаче? | Философия профессии | подкаст ЛЕБЕДЕВА
4 months ago 00:26:49 1
ШКОЛА или ПРИЧЕМ ТУТ ВЕКСЕЛЬ? Часть 1
4 months ago 02:33:56 1
Введение в философию ненасильственного развития! Острецов Игорь Николаевич
4 months ago 00:07:42 1
О сбитом американском беспилотнике. Наш ответ на американские атаки. Сергей Михеев говорит.
4 months ago 00:40:31 1
ЙОГА : ОЗДОРОВЛЕНИЕ ИЛИ ОККУЛЬТНАЯ ПРАКТИКА ? Андрей Иванович Солодков
4 months ago 00:53:38 1
Школе философа-фашиста Ильина – решительное НЕТ!
4 months ago 01:37:18 1
Великанова Лариса Витальевна, Психическая реальность и галлюцинация
4 months ago 02:02:19 1
Внутренние миры, Внешние миры (Inner Worlds, Outer Worlds). Фильм, 2012
4 months ago 00:10:20 1
Урок 29. Времена суток. Завтрак, обед, ужин. София и философия
4 months ago 00:01:14 16
Дугин о тебе и обо мне
4 months ago 03:02:11 73
Марксо-гностиЦизм 6. СССР за почти 5 минут
4 months ago 03:39:48 1
Учение о срединном пути Будды. Муламадхьямика-Карика. Арья Нагарджуна
4 months ago 00:02:00 57
Марксо-ГностиЦизм 6.1. Не поместившееся в подкаст
4 months ago 02:08:29 1
Политическая философия в современном мире — курс Кирилла Мартынова
5 months ago 00:04:21 1
ЯРОСТНЫЙ ВЕТЕР «Земная Тропа» Евгений Попов и Константин Нойфельд
5 months ago 01:09:23 63
[Дмитрий Череватенко] ЛЕОНИД БЕЛОЗОРОВИЧ — РЕЖИССЕР ДУБЛЯЖА «ГАРРИ ПОТТЕРА» И «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ»
5 months ago 00:01:40 1
вопрос ФИЛОСОФСКИЙ • ТЫ не прутик - ВЫ ЦЕЛЫЙ ВЕНИК