Философские школы #14. Саутрантика. Часть 4 - Воззрения в отношении обладателя объекта

[Индивид]. Следующие авторитетным текстам считают “основой признака“ индивида поток скандх, а следующие доказательствам – сознание умственного (yid kyi rnam shes) – 6й вид виджняны. [Познание]. Здесь два - верное познание (tshad ma) и ум, не являющийся верным познанием (tshad min gyi blo). Верное познание [имеет] два [вида] - непосредственное верное познание (mngon sum gyi tshad ma) и опосредованное верное познание (rjes dpag pa’i tshad ma). Непосредственное верное познание имеет четыре [вида]: чувственное непосредственное, умственное непосредственное, непосредственное самопознание, йогическое непосредственное. А. Кляйн, «Знание и освобождение» (пер. Д. Устьянцев): «Саутрантика утверждает, что все четыре вида непосредственного восприятия являются абсолютным сознанием». «Поскольку являющиеся объекты определены в качестве двух [разновидностей]: собственный [и] общий [признак], постольку обосновано, что верное познание определяется в качестве двух [разновидностей: непосредственное восприятие и умозаключение]. И поскольку объекты вхождения (’jug yul) определены в качестве двух [разновидностей]: явный [и] скрытый, постольку обосновано, что верное познание определяется в качестве [тех же] двух [разновидностей: непосредственное восприятие и умозаключение]. Из этих двух о первом. Поскольку все предметы рассмотрения, ставшие являющимися объектами верного познания, определены в качестве двух [разновидностей]: собственный [и] общий [признак], постольку обосновано, что все верные познания определены по количеству в качестве двух [разновидностей]: непосредственное [восприятие] и умозаключение. Это указано [в «Праманаварттике»]: «Так как два предмета рассмотрения, то и верных познаний [также] два». А. М. Донец, «Учение о верном познании…»: «Термин pramana, как полагают обычно, образован от корня та (мерить, измерять, соизмерять, достигать) путем добавления префикса рrа (первое, начальное, лучшее, превосходное, совершенное) и суффикса апа, превращающего глагол в имя существительное, которое обозначает действие (измерение и проч.) или инструмент, орудие этого действия (мерило, мерка и др.). … Поскольку «рrа» в слове pramana имеет значение «первое, начало, новое, высшее, лучшее», отмечает Чжамьян Шепа, то это дало повод трактовать праману как первопознание, или познание в первый момент. Поэтому необманывающееся познание на второй момент своего существования в традиции Дигнаги-Дхармакирти называется уже не праманой, а «послепознанием» (bcad shes) [Чжамьян Шепа, 2, л. 211]. Дхармоттара обосновывает истинность этой идеи тем, что если познание уже имело место (а это происходит в один момент), то «всякое другое (дальнейшее) познавание того же самого объекта не в состоянии чего-либо к нему прибавить. Следовательно, если объект достигнут (познанием, то дальнейшие стадии этого познания, направление внимания и усвоение), не являются (особыми) источниками познания» [Дхармоттара, 1995, с. 68]. В соответствии с этим полагают, что термин «прамана» означает «познание впервые» (gsar du shes ра). Ученые монахи Гелуг отрицают такое понимание слова «прамана», поскольку основным критерием праманы, по их мнению и согласно признаваемому в мирской системе познания, служит необманываемость, а не первопознаваемость, и именно с этой точки зрения следует истолковывать значение данного термина. Поэтому философы Гелуг полагают, что «pra» в слове «pramana» следует брать в значении «высшего, лучшего». Прамана - это оценивание полностью, истинно так, как есть, высшее оценивание высшего, выдающееся оценивание главного. Тогда слово «прамана» будет означать необманывающееся познание главного объекта, что полностью соответствует концепции прасангиков».
Back to Top