Философские школы #19. Читтаматра. Часть 4 - Основа концептуального признавания

«Поскольку предметы, чувственное и прочие, как основы концептуального признавания (rtog pa’i zhen gzhi) не существуют благодаря собственному признаку, постольку [их] явление неконцептуальным чувственным сознаниям как основ вербально-концептуального [признавания и обозначения], имеющих место благодаря собственному признаку, имеет место (обосновано) как ошибочное, чем отрицается то, что чувственное и прочее являются иными по субстанции по отношению к чувственным сознаниям». «Поскольку [дхармы] как основы [концептуального] признавания (zhen gzhi) или референты [концептуального] признавания (zhen sa), или же опоры (’khra sa) - в соответствии с тем, в качестве чего [они концептуально] признаются, не существуют в абсолютном [смысле], постольку считается, что [их] явление неконцептуальным [умам] таким образом, [то есть, как основ концептуального признавания, имеющих место благодаря собственному признаку], когда воспринимаемое явлено в качестве иного по субстанции [по отношению к] воспринимающему, ошибочно. Тем самым опровергается то, что они инаковы по субстанции по отношению к [этим] умам». А. Берзин: «Хинаянские школы утверждают, что существование вещи можно доказать в силу специфического признака, имеющегося в ней самой, которая делает ее познаваемым предметом и который подобен линии вокруг нее («существующей как воспринимаемая отдельно (от других сущностей) собственная сущность»). Признак, который находится в объекте и к которому можно достоверно применить название, я сравниваю с крюком. Как будто где-то во мне есть такой крюк, и на него можно прицепить слово или ярлык «Алекс», а к другому крюку можно прицепить слово «Александр», к ещё одному – «Алехандро», и так далее – «Берзин», «собака Фифи», «человек», «хороший человек», «человек с таким-то цветом кожи» – по крючку для каждого качества и названия на каждом языке, и все они доказывают, что я Алекс, или Алехандро, или хороший человек, или просто человек. Читтаматра говорит: «Ни в коем случае! Тогда вещи были бы переполнены этими крюками. Нет, в объекте нет крючков. Но названия и качества можно применить к ним просто так. Дело не в том, что в объекте есть крючок, на который можно повесить название».
Back to Top