Р. Вагнер - опера Парсифаль часть 2 (русские субтитры)

Вдохновение для создания своей музыкальной драмы Вагнер черпал в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (начало XIII в.). Но, как всегда, композитор существенно переработал первоисточник, так что его либретто имеет самостоятельное литературное значение. Первый набросок под названием «Парцифаль» был создан Вагнером в 1857 г., хотя интерес к теме Грааля возник у него значительно раньше, во время работы над «Лоэнгрином». К сочинению музыки композитор приступил в 1877 г., в январе 1882 г. была полностью завершена партитура. Винкельман (Парсифаль), Амалия Матерна (Кундри), Теодор Райхман (Амфортас), Эмиль Скариа (Гурнеманц), Карл Хилль (Клингзор), Август Киндерман (Титурель). В течение последующего месяца опера была представлена там же ещё 15 раз, и на последнем, шестнадцатом представлении композитор в финальной сцене заменил Леви за дирижёрским пультом. По завещанию Вагнера «Парсифаль» мог исполняться исключительно в Байройте — как по финансовым соображениям (так Вагнер мог быть уверен, что вырученные от постановки средства попадут к его семье), так и по идейным причинам (композитор желал, чтобы в «Парсифале» сохранилось мистическое содержание и спектакль не превращался в чистое развлечение). В 1884 и 1885 гг. опера частным порядком исполнялась в Мюнхене для короля Людвига II. Кроме того, после смерти Вагнера наследники разрешили концертное исполнение оперы за пределами Байройта, и такие исполнения состоялись в Лондоне (1884), Нью-Йорке (1886) и Амстердаме (1894). В 1903 г. нью-йоркская Метрополитен-опера добилась судебного решения о том, что в США запрет Вагнера не имеет юридической силы, и с сенсационным успехом представила «Парсифаль» в Нью-Йорке, пригласив для постановки многих немецких музыкантов с опытом выступлений в Байройте (впрочем, дирижёр Феликс Мотль, пять месяцев репетировавший спектакль, в последний момент отказался от участия в нём, и дирижировал вместо него Альфред Герц). Козима Вагнер запретила им всем когда-либо выступать на байройтской сцене (правда, исполнитель заглавной партии Алоис Бургшталлер спустя пять лет был прощён). Срок действия вагнеровского запрета истекал 1 января 1914 года, и перед этим в Германии развернулось «Движение в защиту Парсифаля» (нем. Parsifalschutz-Bewegung) с требованием сохранить прежнее положение вещей. Музыкальный критик Август Пюрингер инициировал обращение к Рейхстагу в целях принятия на этот счёт специального закона; петиция собрала 18 тысяч подписей, но была отклонена. В результате по всей Европе в новогоднюю ночь 1914 года был осуществлён ряд постановок «Парсифаля» (спектакль в театре «Лисео» в Барселоне считается первой из них, поскольку Барселона располагается в предыдущем часовом поясе, так что тамошний спектакль начался на час раньше). В первые же месяцы 1914 года опера с аншлагом прошла в 40 оперных театрах по всему миру.
Back to Top