Гран-при Сан-Марино 1994 года (офиц. 14° Gran Premio di San Marino) — третий этап чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1 сезона 1994 год. Прошёл на автодроме Энцо и Дино Феррари в Имоле, Италия. Соревнования состоялись 1 мая 1994 года.
Гран-при Сан-Марино был третьей гонкой в чемпионате и первой гонкой, проводимой в Европе. Гран-при был омрачён гибелью двух гонщиков Формулы-1: австрийца Роланда Ратценбергера и трёхкратного чемпиона мира Айртона Сенны, а также серьёзными травмами Рубенса Баррикелло. Марри Уокер, телекомментатор Би-би-си, назвал этот Гран-при «самым чёрным днём для автогонок», который он может вспомнить[1]. Последний гоночный уик-энд, в котором бы погибли сразу два гонщика произошёл в Бельгии в 1960 году.
Победителем после рестарта гонки стал Михаэль Шумахер. На пресс-конференции после гонки он сказал, что не чувствует удовлетворения от такой победы и не может чувствовать себя счастливым. Никола Ларини заработал очки, заняв второе место на подиуме, а Мика Хаккинен финишировал третьим.
Гонка привела к усилениям мер безопасности в спорте, а также к реформе GPDA после 12-летнего перерыва, изменениям трасс и автомобилей. После гонки многие правила были нацелены на уменьшение скорости машин Формулы-1, а на новых трассах, таких как Сахир, Сепанг и других, зоны безопасности расширены. Для Сенны были устроены государственные похороны в его родной Бразилии, траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек. Итальянские прокуроры выдвинули обвинения против шести человек, обвинив их в гибели Сенны, а именно против Фрэнка Уильямса, Патрика Хэда, Эдриана Ньюи, а также руководителей самого трека. В итоге все были оправданы. Чтобы принять апелляцию и снять обвинения потребовалось 11 лет.
Благодаря усилению мер безопасности после этого этапа в Формуле-1 на протяжении 20 лет не случалось аварий с летальным исходом, вплоть до аварии Жюля Бьянки в 2014 году.
Лучший круг: Деймон Хилл 1:24,335
Во время квалификации Роланд Ратценбергер на скорости 314,9 км/ч влетел в отбойник в повороте имени Жиля Вильнёва. В результате столкновения, австриец получил перелом основания черепа, после чего скончался. Причиной аварии стала потеря переднего антикрыла, повреждённого на предыдущем круге: оно провалилось под днище машины, что сделало её неуправляемой, а прижимная сила автомобиля уменьшилась.
Никола Ларини заработал первые очки и единственный раз в своей карьере гонщика «Формулы-1» попал на подиум.
Первый подиум в чемпионате мира Ф1 для моторов Peugeot.
Гонка запланирована на 61 круг, но была остановлена на 7-м круге из-за аварии Сенны. Рестарт был дан на 53 круга. Результаты до рестарта и после были суммированы.
Карл Вендлингер завоевал последние очки в карьере.
На 7-м круге, втором после ухода машины безопасности и рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену. При столкновении правое переднее колесо оторвалось вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлический кусок подвески пробил его шлем и нанёс смертельную травму. На вертолёте гонщика доставили в госпиталь Болоньи. После проведённого обследования стало ясно, что мозг Сенны мёртв и шансов на его выход из комы не осталось. Поэтому медики приняли решение прекратить искусственно поддерживать жизнь его тела.
На телеканале National Geographic был показан документальный фильм, в котором была изложена альтернативная точка зрения на гибель Айртона Сенны. Авторы утверждали, что причиной аварии стало касание днищем автомобиля трассы, что привело к падению прижимной силы и резкой потере сцепления с трассой. Причиной столь резкого падения сцепления стали остывшие после движения за машиной безопасности шины.
Дата 1 мая 1994 года
Место Имола, Эмилия-Романья, Италия
Трасса Автодром Энцо и Дино Феррари (4933 м)
Дистанция 58 кругов, 286,114 км
Погода Переменная облачность, жарко, сухо
Поул
1:21,548 Айртон Сенна
Williams-Renault
Быстрый круг
1:24,335
10-й-й круг Деймон Хилл
Williams-Renault
Подиум
Победитель Михаэль Шумахер
Benetton-Ford
2-е место Никола Ларини
Ferrari
3-е место Мика Хаккинен
McLaren-Peugeot
1,451 view
211
42
4 months ago 01:59:02 1
1990 Гран-при Сан-Марино. Автодром Энцо и Дино Феррари, Имола.
6 months ago 00:00:49 326
Ducati посвятила Айртону Сенне особую версию Monster
6 months ago 01:34:50 118
Гран-При Сан-Марино. Квалификация.
6 months ago 00:47:49 14
Формула 1 - Ха.Ха. Френтцен который должен был стать Шумахером
6 months ago 00:15:36 94
Основные моменты гонок | Гран-при Сан-Марино 2005 | Расширенные основные моменты
6 months ago 00:01:43 598
Битва Алонсо и Шумахера на Гран-При Сан-Марино 2005
6 months ago 00:02:11 599
Это мы смотрим обязательно!
6 months ago 00:00:16 166
🇸🇲 30 лет «Черному уикенду» в Имоле: часть 3
Спустя день после Гран-при Сан-Марино, в воздухе витал один вопрос: что стало прич
6 months ago 02:47:49 3.9K
Формула 1. Гран-При Сан-Марино 1994. Гонка
7 months ago 00:53:11 1
Тенерифе - Гомера, день 8-й: Пейзажи и дороги о. Гомера | La Gomera, España - Spain
7 months ago 01:11:52 1
Самый драматичный чемпионат в истории Формулы 1 | Сезон 1994