Позднее принципы методологии будут выражены ГП в таких тезисах:
“1) Методологическая работа не есть исследование в «чистом виде»; она включает в себя также критику и схематизацию, программирование и проблематизацию, конструирование и проектирование, онтологический анализ и нормирование в качестве сознательно выделенных форм и этапов работы. Суть методологической работы не столько в познании, сколько в создании методик и проектов, она не только отражает, но также и в большей мере создаёт, творит заново, в том числе – через конструкцию и проект. И этим же определяется основная функция методологии: она обслуживает весь универсум человеческой деятельности прежде всего проектами и предписаниями. Но из этого следует также, что основные продукты методологической работы – конструкции, проекты, нормы, методические предписания и т.п. – не могут проверяться и никогда не проверяются на истинность. Они проверяются лишь на реализуемость.
2) Сделанные выше столь резкие утверждения не означают, что исследование и знание исключаются из области методологии. Наоборот, она до предела насыщена знаниями (в точном смысле этого слова) и включает чётко отграниченное, выделенное и, можно сказать, рафинированное исследование... но, в конечном счёте, исследование в рамках методологии всегда обслуживает проектирование и нормирование, оно направляется их специфическими целями.
3) Методология создаёт очень сложные композиции из знаний разного типа, недоступные традиционной науке. В частности, она по-новому сочетает и соединяет естественнонаучные, конструктивно-технические, исторические и практико-методические знания...
Наука (в узком и точном смысле этого слова) ориентирована на отделение подлинно объективного, «натурального» знания от всех других знаний, в частности от тех, которые определяют, что нужно или должно делать для достижения той или иной практической цели...
Методология поддерживает эту линию на разделение разных типов знаний и соответствующих им типов мышления... Но параллельно этому она создаёт более сложные суперструктуры, связывающие знания разных типов, и постоянно пользуется такими связками.
4) Методология стремится соединить и соединяет знания о деятельности и мышлении со знаниями об объектах этой деятельности и мышления... Методология всегда имеет дело с двойственным объектом – не с деятельностью как таковой и не с объектом этой деятельности как таковым, а с их «матрёшечной» связкой...
В методологической работе мы должны иметь знания, объединяющие в себе как наши представления о деятельности, так и представления об объекте деятельности, причём соединены они должны быть так, чтобы мы могли пользоваться этой связкой в своей практической деятельности.
5) Для методологии характерен учёт различия и множественности разных позиций деятеля в отношении к объекту; отсюда – работа с разными представлениями об одном и том же объекте, в том числе с разными профессиональными представлениями: при этом сами знания и факт их множественности рассматриваются как объективный момент мыследеятельной ситуации... и их не имеет смысла проверять на истинность относительно друг друга, ибо они просто разные...
В силу этого методологическое мышление... в своих изображениях фиксирует множество разных знаний об одном объекте...
Каждому из изображений попеременно может приписываться индекс объектности, т.е. утверждается, что именно это знание соответствует объекту, и тогда все остальные знания оцениваются относительно него и преобразуются так, чтобы ему соответствовать.
6) В методологии связывание и объединение разных знаний происходит прежде всего не по схемам объекта деятельности, а по схемам самой деятельности. Для реконструкции объекта на основе разных представлений профессионалов у нас нет иного пути, кроме выяснения того, в чём состояла «деятельная заинтересованность» этих профессионалов. И только после того, как мы опишем мыследеятельность профессионалов, заставившую их представить объект именно так, а не иначе, и таким образом определим те фокусы, с точки зрения которых они строили свои представления, только после этого мы можем начать собирать и соорганизовывать все эти представления, но опять-таки не прямо через представление об объекте, а через представление о деятельности, ибо реально разные представления нужно собирать в целое и соорганизовывать только тогда, когда деятельности, с которыми они связаны, входят в кооперацию друг с другом, когда они начинают с разных сторон обрабатывать объект, ставший для всех них единым...
По этой причине в методологической работе бывает всегда не одно онтологическое представление, а по меньшей мере два: одно из них изображает структуру профессионально-кооперированной деятельности – это так называемая организационно-деятельностная онтология, а другое изображает объект этой кооперированной деятельности – это натурально-объектная онтология. Особое соединение и связь этих двух онтологических представлений составляет каждый раз специфическую особенность конкретной методологической работы“.
1 view
790
200
7 months ago 00:16:17 1
Колдовство, эзотерика и лженаука в Кремле
7 months ago 01:29:11 5
10-я онлайн методологическая конференция памяти Г.П. Щедровицкого
7 months ago 00:06:58 1
Г.П. Щедровицкий. Не все люди — люди
7 months ago 00:27:57 2
Г.П. Щедровицкий. Что такое человек? (из лекций «На досках»)
7 months ago 00:25:43 1
Г.П. Щедровицкий. Человек — это звучит дерзко! (из лекций «На досках»)
7 months ago 00:21:55 1
Нетривиальный способ преодоления безвыходных ситуаций
7 months ago 00:51:00 1
10-05. Основы ЛОГИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ – 5 / Fundamentals of INTELLIGENT SYSTEMS LOGIC - 5
7 months ago 01:27:43 1
Лепехин - Шнуренко: на кого работают методологи
7 months ago 02:53:27 1
Джедайская техника 2.0 (философия продуктивности и ни слова про тайм-менеджмент)
7 months ago 00:15:12 1
Итоговый доклад Г.П. Щедровицкого на съезде методологов. Киев, 1989
7 months ago 00:12:00 1
Г.П. Щедровицкий: мир людей существует не в природе, а в мышлении и деятельности
7 months ago 00:27:42 1
Г.П. Щедровицкий. Роль деятельностного подхода в развитии русской философии
7 months ago 00:51:58 1
Щедровицкий: в поисках элиты (2004)
7 months ago 00:06:46 1
Г.П. Щедровицкий: мир людей вторичен!
8 months ago 00:15:53 1
Г.П. Щедровицкий: мышление бессубъектно
8 months ago 00:20:07 1
7. Щедровицкий Г.П.. Лекция “ На досках“
8 months ago 00:00:57 1
Г.П. Щедровицкий: тоталитаризм есть будущее устройство всякого общества
8 months ago 00:00:41 1
Г.П. Щедровицкий — о реальности и призраках
8 months ago 00:17:14 1
Г П Щедровицкий. О Понимании.
8 months ago 00:01:26 1
Г.П. Щедровицкий: социализм — это феодализм
8 months ago 00:13:26 1
Г.П. Щедровицкий: мышление не является функцией мозга!
8 months ago 00:14:09 1
Г.П. Щедровицкий: навязывание целей — основа развития