Сортавала, Карелия
Бетонный арочный мост 1919 года постройки через реку Янисйоки, вытекающую из озера Янисъярви. Впадает в Ладожское озеро. Жемчужина Северного Приладожья. Мост - одно из первых подобных сооружений, возведённых в независимой Финляндии.
История строительства.
После Первой мировой и гражданской войн промышленность Финляндии находилась в упадке. Железные дороги и мостовые переправы были разрушены. Железа для возведения новых мостов не хватало. Здесь и сыграли свою роль открытые еще до войны предприятия, выпускавшие цемент – дешевое и доступное сырье. Снизить стоимость и ускорить строительство помогли технологии производства железобетона, развивавшиеся в Финляндии с конца XIX века при помощи немецких и шведских специалистов.
Близ границы с Советской Россией строилась железная дорога «Маткаселькя−Суоярви». Она связывала удаленные районы Финляндии с прочими территориями, давала возможность поставлять отсюда лес, полезные ископаемые. Учитывая стратегическое значение трассы, задачей проектантов и строителей был ее запуск в кратчайшие сроки. Проект финны разрабатывали совместно с немецкими специалистами.
Самым сложным участком дороги было место пересечения с рекой Янисйоки. Весной 1919 г. по итогам конкурса, объявленного Национальным советом гражданского строительства, возведением моста занялась финская фирма O. Y. Constructor A. B. К этому моменту у компании уже сложился опыт в постройке и реконструкции железнодорожных мостов. Вскоре компания превратилась в крупное предприятие, возводившее жилые дома, заводы, социальные и прочие объекты.
При подготовке проекта было учтено, что близ нового моста располагалась гавань оз. Янисъярви, где приставали паромы и баржи из Вяртсиля. От нее к фанерному заводу в д. Хямекоски проходила узкоколейная железная дорога.
Берега Янисйоки в месте будущего моста находились на 12 м выше уровня паводковых вод, поэтому было решено соединить их арочной конструкцией. Расчеты прочности соответствовали Правилам для строительства железнодорожных мостов 1915 года, а также нормам, применяемым в передовой на то время Германии.
Проект подготовил начальник O. Y. Constructor A. B. профессор Э. Холмберг, декан строительного факультета Хельсинского технологического университета.
Строительство началось в начале мая 1919 г. Им руководил опытный инженер М. Муониоваара.
На западном берегу близ гавани построили мастерскую, подстанцию, разместили склад. У самой стройки находились дробильная машина, бетономешалка, подъемные и передвижные механизмы. Узкоколейка использовалась для доставки материалов.
Наземные опорные кронштейны сделали из укрепленных бетонных блоков. Их установили на камни, а места, где они касались земли, заасфальтировали. Сваи на дне реки забили сваебойными машинами. Используя специально оборудованную систему откачивания воды, ямы под установку опор удавалось поддерживать сухими. Кроме того, в период строительства регулировался уровень воды в реке.
Щебень и песок поставляли с одного из островов оз. Яникъярви. Арматуру гнули на месте, используя гибочный станок. Для создания железобетонных опор была собрана деревянная опалубка.
На завершающих этапах работы велись посменно, практически непрерывно. Энергию вырабатывал локомотив. Бетон подавался в контейнер, поднимался на необходимую высоту, переливался в резервуар и транспортировался по мосту. Так обеспечивалась постоянная подача сырья.
После того как бетон затвердел, опалубку разрубили топорами. Опоры были облицованы гранитом.
Благодаря тщательной подготовке и оптимизации всех процессов строительство удалось завершить через 7 месяцев. Осмотр и приемка моста состоялась 26 ноября 1919 года.
1,172 view
109
19
2 weeks ago 01:29:40 64
«Рецепт её молодости» — Советский фантастический фильм 1983 года
2 weeks ago 00:03:19 1.5K
Медали “Отец солдата“ вручили в Петрозаводске
2 weeks ago 00:18:35 42
Карельские наигрыши. Сортавала&Рускеала. Как «ДРОБОТфильм» за Птицей Счастья ходил #карелия
2 weeks ago 00:01:46 69
Презентация выставки «По России, танцуя»
2 weeks ago 00:02:10 39
Комфортный домик в лесу Ленобласти.
2 weeks ago 02:00:43 1
15 Минут Славы / США, 2001, реж. Джон Херцфелд / Перевод Ю. Живов / HD Video 1080p / 15 Minutes
2 weeks ago 00:04:15 1
Одигитрия
2 weeks ago 00:05:13 1
Петр и Павел
2 weeks ago 00:05:13 1
Царские врата
2 weeks ago 00:45:17 237
1000 км вокруг Ладожского озера на ПВХ лодке часть-1 , Нева , Коневец , Березово ,1000 km around Lake Ladoga