Обогащение личности. Акцентуации. Черта характера может стать патологией, а может - конструктивом

22.2. Тема психопатии является продолжением бесед о игровом механизме. В них рассматривалось поведение не только игроков, ведь это касается и каждого из нас – вопрос “почему человек входит в компульсивные переживания?“ То есть, когда человек не может совладать со своими влечениями и его начинает нести, при отсутствии возможности как-то сопротивляться этим приходящим импульсам. Все это глубоко связано с аскетикой. Эти внутренние вопросы развития человека описаны у святых отцов, например в “Добротолюбии“, в беседах же они просто раскрывались подробнее. Говорилось уже о том, что в природе человека заложено стремление к цели, даже к риску. Но иногда эти стремления выражаются в патологических формах. Например, есть такое выражение “божественный риск“. Бог, создавая человека, вложил в него свободу воли. Этой свободой человек может воспользоваться во благо, а может и нет. Применительно к темам беседы, это говорит вот о чем. Если человек играет - не совсем верно пытаться его реабилитировать, отменяя всю его картину мира, говоря ему что повсюду он неправ. Ведь стремление к цели также заложено в человека Богом, просто у игрока оно приобретает неверное направление. Он стремится не к чему-то конструктивному, а съехать, например, со всё более крутого спуска и т.п. Мы рассматривали так называемый принцип элевации. Когда у человека есть какие-то неудержимые стремления – трудно взять его и сломать, вопреки его стремлениям. Нужно потихоньку его начать обогащать, напитывать его смыслами, навыками. Тогда, постепенно, восходя от силы в силу, человек сможет преодолеть и то компульсивное влечение, ту страсть, которая им владеет, с которой он сделать ничего не может. Психопатию можно условно сопоставить со страстью гордости. Суть беседы и последующих ее продолжений на эту тему: человеку, который не испытывает сострадания, жить очень безрадостно, поэтому он всегда себе ищет какие-то поводы, чтобы “взбодриться“. Профессор Короленко и академик Димитриева задавали вопрос в своей книге “Психо-социальная аддиктология“: почему аддикты (страстные, зависимые люди) – почему они так сильно рискуют, чтобы скатиться с какой-то горы, проигрывают суммы денег и т.д.? Неужели они не понимают опасности, рискуя? Конечно, понимают. Проблема в том, что это для них единственный способ получить гарантированно какое-то психическое возбуждение, потому что других способов для этого они не знают. Они не знают, что есть мир божественный, что даже на уровне отношений с близкими – помогая им, сопереживая, мы можем испытать какую-то радость бытия. Для такого человека все это закрыто, им владеет скука и чтобы немного свои эмоции встряхнуть, он выбирает пути игровые. Насчет психопатии. Это очень актуально для современных подростков, потому что многие имеют даже диагноз: анти-социальное расстройство личности, социопатия или психопатия... Концепций много, но суть одна: человек при совершении поступков не способен соотносить свои намерения со мнением окружающих. У него есть какая-то своя цель – он к ней идет, несмотря на то, что другим может быть в это время больно. Ему все это неважно. Конечно, есть поговорка “наглость – второе счастье“, но ведь такое поведение может продолжаться без последствий лишь до поры до времени. Если ты не имеешь сопереживания – то на каком-то этапе ты перестаешь понимать и весь этот мир, перестаешь чувствовать, и на каком-то повороте ты совершишь ошибку, которая тебя погубит, ведь у тебя есть только педаль газа, а тормоза – нет... Возникает вопрос – что со всем этим делать? * * * Другие беседы цикла “Преодоление игрового механизма“ еще ранее беседы цикла записывались в аудио
Back to Top