Болезнь ли зависимость? Взгляд на тело. Отношение к Православию | АА/АН | Часть 6.1.
В беседах продолжает рассматриваться вопрос: действительно ли зависимость является болезнью в том смысле, в каком ее понимают часть медиков и представители движения АА/АН (Анонимные алкоголики/Анонимные наркоманы)?
Несмотря на то, что фасадная часть идеи преодоления зависимого поведения строится по канонам четырехчастной модели – то есть зависимость рассматривается как био-психо-социо-духовное заболевание – происходит жесткое закрепление на биологическом статусе зависимости как заболевания.
Учитывая, что программа реализуется в некоторых православных общинах, возникла нужда в рассмотрении ее с позиции духовного опыта Православия. Возникает интерес и к вопросу, насколько программа соответствует представлениям науки о природе зависимостей.
В беседах, помимо прочего, ставится вопрос о том, что духовность – это вовсе не эфемерное понятие, как то может показаться сторонникам концепции зависимости-как-болезни. Процесс построение картины мира, усвоение евангельских принципов сознанием может ассоциироваться с развитием второй сигнальной системы по академику Павлову. Ее активация позволяет преодолеть действие условных рефлексов, то есть позволяет изменить, если хотите, биологию мозга. Также ставится вопрос, что страсти, как они понимаются в православной аскетике – это вовсе не эфемерные понятия. Страсти могут быть описаны с позиции учения академика Ухтомского о доминанте. То есть страсть может быть описана как очаг возбуждения в коре головного мозга, структурирующий работу всего организма под достижение определенной цели. Чтобы преодолеть патологическую доминанту, необходимо воспитать доминанту конкурирующую, основанную на иных принципах (добродетель). Также рассматривается мысль, что в некоторых случаях речь может идти о биологической предрасположенности.
Эти видео-беседы является продолжением темы «Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы?»
Текст, часть 1.1: «Является ли зависимость болезнью? Достаточно ли для выздоровления одной борьбы с зависимостью?»
«Часть – дополнительная» в беседы не входит. В дополнение не включается все, что может быть включено
Некоторые мысли были прописаны в части 5-ой статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества»
Речь идет о главах «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?», «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является дисфункциональность семьи?», «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является неблагополучие социума?».
В этих главах, помимо прочего, рассматривается мысль, что гены кодируют предрасположенность, но не саму зависимость, нет прямой связи между предрасположенностью и конкретным веществом. К тому же, зависимые ощущают потерю смысла жизни. Если стоять на позиции концепции зависимости-как-болезни, то её сторонники должны как-то объяснить связь между своей концепцией и потерей смысла жизни.
Данный цикл бесед и сформированные на его основе тексты находятся в прямой связи с иными беседами и текстами, в которых рассматривался вопрос о преодолении зависимого поведения.
Информация о параллельно существующих материалах собрана в тексте «Преодоление зависимого поведения»:
Часть 1. «Зависимым и их близким: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»
Часть 2. «Родственникам, близким»
* * *
Соцсети и ссылки на материалы о.Прокопия:
1 view
585
262
18 hours ago 00:01:33 1
СКОЛЬКО СТОЯТ ПОЛОСКИ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ САХАРА
18 hours ago 00:12:37 6
Тем более - Елена Бронникова, фин. директор компании «Статский советник», налоговый консультант, «бухгалтер в кедах»
18 hours ago 00:05:49 538
Одна служба для многих: равные консультанты в ревматологии
19 hours ago 00:00:19 29
🇯🇵 Кот Мир, который был подарен Владимиром Путиным губернатору префектуры Акита в Японии Норихисе Сатакэ, умер