Гладиаторы в кино. Три главных ошибки

О, сколько фильмов о древнем Риме показывают поединки гладиаторов! И все они повторяют одни и те же ошибки. Обмундирование гладиаторов В фильмах часто показывают гладиаторов вооруженных чем попало. Без шлема. В нетипичных доспехах. С двумя мечами, со странным оружием. Но на самом деле нечто такое было практически невозможно в древнем Риме. Гладиаторы делились на различные, скажем так, профессии и у каджой профессии было своё строго определённое вооружение и доспехи. К примеру гладиатор фракиец носил шлем с высоким гребнем, имел понож на левой ноге, особый вид наруча - манику на правой руке и щит. Вооружен фракиец был кривым фракийским мечом. Мирмиллон — носил шлем с гребнем, короткий и прямой меч — гладиус (отсюда и название — гладиатор), башенный щит, манику и поножи. И так далее. Кроме того, были регламентированы и противостояния типов гладиаторов. Так ретиарии, гладиаторы вооруженные трезубцем и сетью, обычно сражались против мирмиллонов и секуторов. Фракийцы — против гопломахов и мирмиллонов и т.д. Фанаты спорили о нюансах того или иного матчапа (напр. ретиарий против мирмиллона) также как современные болельщики рассуждают о тонкостях тактики футбола или хоккея. Появление на арене гладиатора без шлема, зато в доспехе полностью закрывающем его тело и щитом, вызвало бы негодование и недоумение у публики. В глазах зрителей это было бы примерно как если бы футболист вышел на матч в хоккейной броне, или боксёр – на поединок с кастетами вместо перчаток. В первом случае – нелепо, а во втором – неспортивно. Структура древнеримских зрелищ Современное кино также упускает и то, как были организованы зрелища в древнем Риме. Игры продолжались с утра и до вечера и делились на три части. Утренняя часть игр была посвящена сражениям с дикими животными. Против них сражались бестиарии, которые даже не являлись гладиаторами. Также в первой части игр принимали участие венаторы — нечто среднее между укротителями и охотниками. Они «охотились» на арене на неопасных животных, например на ланей, верблюдов или даже кроликов, а также исполняли различные трюки с дрессированными хищниками. Смысл этой части игр состоял в том, чтобы продемонстрировать превосходство Рима над дикой природой и над окружающими Рим народами. После полудня в играх делался перерыв и наступала вторая часть, посвященная публичным казням. Смысл этой части был в демонстрации торжества римского государства над преступностью. Вечером же начинались гладиаторские бои. Гладиаторы сражались как в парах, так и группами. Часто от них требовалось разыгрывать знаменитые исторические или мифические битвы. Смысл, который вкладывался в эту часть игр, состоял в демонстрации римской смелости, умения владения оружием и отваги перед лицом смерти. В фильмах эти три фазы часто смешивают или пропускают ради придания драматизма повествованию, для более быстрого развития событий или просто из-за плохого владения историческим материалом. Так в фильме «Гладиатор» Максимус в своем втором поединке вынужден сражаться против тигра, хотя он, в общем-то не бестиарий и не венатор, а гладиатор, а гладиаторы против зверей никогда не сражались. Кровопролитие на арене Главная и самая важная ошибка, в изображении гладиаторских боев, состоит в гиперболизации кровопролития на арене. В общественном сознании гладиаторский поединок воспринимается, как поединок до смерти, хотя это не так. В большинстве поединков один из гладиаторов мог капитулировать. Капитуляция допускалась если боец полностью выбился из сил получал ранение, которое невозможным продолжение поединка. В таких случаях гладиатор поднимал два пальца вверх, показывая, что он сдается. Тогда устроитель игр мог либо пощадить побежденного гладиатора, либо приказать победителю убить побежденного. Обречь побежденного на смерть могли разве что если, по мнению толпы и устроителя игр он не показал достойной схватки, проявил трусость или сражался бесчестно. Гладиатор, который сражался отважно и упорно, почти всегда оставался жив даже в случае капитуляции. Кроме того, жест «миссио» не считался чем-то бесчестным или недостойным, как это показано, например, в телесериале «Спартак». Римляне смотрели гладиаторские бои не для того, чтобы посмотреть на смерть гладиаторов. По крайней мере не в большей степени, чем зрители Формулы-1 смотрят гонки, чтобы увидеть гибель гонщиков. Поддержать канал:
В начало