Е.В. Александрова «Мифологизация покойного в египетской традиции» ()

Доклад Екатерины Владимировны Александровой «Мифологизация покойного в египетской традиции», прозвучавший на семинаре «Сравнительная мифология» 17 марта 2024 года. Когда мы ставим вопросы «как становятся мифологическим персонажем?», «как появляются новые мифологические персонажи?», мы подразумеваем, что мифология — это не просто какая-то сумма мифологических текстов, полученных от предков, транслируемая с той или иной степенью сохранности, но также и некая проекция живого человеческого опыта, которая продолжает разрастаться и пополняться новыми элементами по мере того, как человек взаимодействует с миром. В этом докладе мы постараемся выделить основные механизмы, которые позволяли человеку ощущать себя в мифологическом пространстве и презентовать себя в качестве мифологического персонажа, а также попытаемся проинтерпретировать эти механизмы в сравнительной перспективе. Мы предлагаем гипотезу, согласно которой таких механизмов можно выделить два. М. Элиаде говорит о мифологических образцах, присутствующих в мифологических нарративах и представляющих собой переосмысленные действия предков. Мифологические образцы задают модели ритуальных и прочих культурно значимых действий для носителей традиции. Если же говорить о египетской мифологической традиции, то в ней в той мере, в какой сущность/имя персонажа тесно связаны с его моделью поведения (а в Египте это в существенной степени так), мифологические образцы не обязательно транслируются через нарративы: достаточно представления о некой совокупности таких персонажей, которые в принципе и воплощают в себе и своих действиях все возможные в мире модели поведения. Второй механизм – «социализация», а именно включение покойного в группу мифологических персонажей. Это связано с выходом из пространства «людей» и необходимостью по этой причине быть приписанным к какому-то другому «социальному пространству». И действительно, в египетских текстах, в которых идет речь о судьбе покойного, мы встречаем упоминания не только о том, как он действует сам, но и о том, в какую группу персонажей его после смерти определили боги. Оглавление: 0:08 – Введение. 1:49 – Покойный как мифологический персонаж. 9:35 – Присвоение статуса покойного. 17:20 – Обожение и превращение покойного в Ах. 49:37 – Медиация и цензурирование опыта. Покойный как субъект истории. 57:36 – Покойный как мифологический и культурный образец. 1:02:58 – Маат и исефет. 1:06:28 – Плохие умершие. 1:13:45 – Социализация и мифологизация умерших. 1:21:09 – Обсуждение доклада. 1:55:15 – Резюме статьи «Мир живых и мир мертвых: способы контактов (два варианта северорусской традиции)» Ж.В. Корминой и С.А. Штыркова. _______ Семинар «Сравнительная мифология»:
В начало