Психопрактики в шаманизме. Спецкурс для психологов. Вводная лекция

Шаманизм – одно из наиболее трудно определяемых религиозных направлений. За два столетия исследований шаманизма его описывали как древнюю экстатическую технику, и как архаичную форму театрального представления, и как экзотическую форму психического расстройства. Шаманизм до сих пор представляет собой загадку, несмотря на то, что о нем написаны тысячи исследований по всему миру. В шаманизме нет догматики, может не быть системной космологии, однако присутствует психопрактика с верификацией результатов деятельности шамана. С одной стороны, существуют общие тенденции, характерные для шаманского мировоззрения, с другой, каждый шаман видит реальность мира в своем спектре и под своим углом. Однако при внимательном наблюдении, не только религиоведы и этнографы, но и психологи могут «считывать» те или иные модели переживаний или особенности поведения шаманов, что может находить применение в науках о человеке. В ходе авторского спецкурса «Психопрактики в шаманизме» будут затронуты основные аспекты жизни, психических состояний шамана (например, призвание, шаманская болезнь и др.), а также будет построена типология психопрактик шаманов из разных этносов и мест проживания. За вводной лекцией (вход свободный) последуют основные лекции курса (платные). 1. Становление шамана. Как правило, в родовых обществах, шаманами не становятся по желанию или случайно. За редкими исключениями шаманизм передается по наследству в роду. Передача шаманского дара сопровождается серией психических состояний. Одной из самых распространенных форм избрания будущего шамана является встреча с божественным или полубожественным существом, которое является ему во сне, видении, во время болезни, и сообщает, что он «избран»; склоняет его к тому, чтобы с этого момента он вел другой образ жизни. Выбор, который сделан за шамана, как правило, безальтернативен. Далее должны быть произведены определённые ритуальные действия, свидетельствующие о принятии шаманом своего призвания. Обо всём этом мы поговорим на первом занятии. 2. Шаманская деятельность. Шаман – лицо не самостоятельное, а зависящее от общины. Шаман призывается на служение духами для решения человеческих проблем. И хотя шаманы не лишены честолюбия и часто демонстрируют стремление к умножению шаманских знаний и умений, тем не менее, шаман – это функция в обществе, и его деятельность – это ответ на запрос людей. Но этим запросам соответствуют оригинальные психические состояния, каждое из которых вызывается определённым образом, при помощи разных инструментов: от активной работы воображения, произносимых звуков и заклинаний до использования огня, бубна, символических предметов: частей животных, лент и т.п. Цель шамана – выйти из привычного пространства и отправиться для решения задач в иные миры, черты и способ посещения которых он знает. На втором занятии мы поговорим о вариантах шаманских камланий, о том, чему они посвящены, какие проблемы решают люди, прибегая к шаману, на какие вопросы ищут ответы. Мы рассмотрим практики шаманских камланий, сохраняющие описания психических состояний шамана, и характерных действий, их вызывающих. 3. Смерть в шаманизме. Деятельность шамана касается не только мира живых, но и затрагивает область мира, где живые люди не ходят. Но шаман не обычный человек, и потому странствие в загробный мир – это одна из обязанностей сильных шаманов, возложенная на них общиной. В мир мертвых ведет особая дорога, шаманы рассказывают о «щели, сквозь которую дует ветер», об особенной норе, от которой нужно держаться подальше, если не хочешь неприятностей. Но есть особенные шаманы, редкие, которые должны проходить в эту нору, и умеют возвращаться назад. Автор курса и лектор: Иван Олегович Негреев, религиовед, исследователь в области феноменологии и психологии религий, автор работ и множества преподаваемых курсов по описанию экстатических и ритуальных практик в неписьменных культурах, древнего и современного шаманизма. Заведующий кафедрой религиоведения РПУ.
В начало