Эрмитаж. Рождение нового искусства. Наталия Семёнова

Павел Богданов, ведущий: Какова природа отношений Пабло Пикассо и Сергея Щукина? Наталия Семёнова, историк искусства, биограф С. И. Щукина: Все были уверены, что он никогда не общался с Пикассо. Вдруг мне посоветовали поехать в архив Пикассо, это где-то на окраине Парижа. Я всё-таки нашла эти документы, я была потрясена письмом Щукина Пикассо, где он пишет, что «самое моё сильное потрясение за последние 10 лет — это было посещение вашей выставки». То есть он, будучи человеком уже преклонных лет, следил за искусством. Павел Богданов, ведущий: Что касается Матисса. Два его панно — «Танец» и «Музыка» украшают эту выставку. Тем не менее, это ведь история о том, как он очень сильно сомневался в их приобретении и даже чуть не отказался от этого. Наталия Семёнова, историк искусства, биограф С. И. Щукина: Это был единственный момент биографии Щукина, когда он дрогнул. Когда он приехал в Париж, где уже висели в салоне два этих огромных панно, и уже разразился скандал. И вот в этот момент он испугался и решил не брать эти панно. Но буквально через несколько дней, когда он возвращался в Россию через Варшаву, вот это знаменитое письмо, где он пишет, что «я два дня и две ночи думал, и я решил бросить вызов, пусть будут смеяться, пусть будут кричать, я возьму ваши панно». Это конечно то, что мы называем «подвиг» Щукина, «подвиг» коллекционера. Это был 1910 год, когда он уже завещал картины Третьяковской галерее, и Остроухов, который тогда был попечителем, пишет Боткиной: «Был у Сергея Ивановича, пришли эти ужасные панно. Он разрешил нам, чтоб после его смерти галерея их не брала». А больше всего меня потрясло то, что когда Сергей Иванович уехал в Париж, мы были уверены, что он больше не общался со своими бывшими кумирами. Есть история, что в Ницце в 1920 году они встретились с Матиссом: один раз встретились, а второй раз Щукин просто перешёл на другую сторону улицы. Матисс не понимал, что Щукин больше не может покупать, а Щукин не понимал, что Матисс переживает, что все лучшие его вещи остались в России, всё-таки 37 работ. АО «ГАТР» (Телеканал «Санкт-Петербург»), 2022
Back to Top