Пугало (1973)

Аль Пачино,Джин Хэкмен Почти 36 лет назад фильм Джерри Шацберга оказался «новым словом» в американском кинематографе, обратившемся к социальным проблемам на рубеже 60—70-х годов. Он стал одним из первых горьких и лишённых романтических иллюзий кинопроизведений уже не о «блудных сыновьях», а о «пасынках» Америки (если пользоваться терминами из блистательной статьи Видаса Силюнаса, написанной им в 1974 году). Картина получила главную премию (впрочем, поровну с английским «Наёмным работником» Алана Бриджеса) на Каннском фестивале, вызвала заинтересованное внимание мировой кинопрессы. Такого «звёздного часа» Шацберг больше в своей творческой биографии не испытал. Однако его лента «Пугало» практически не устарела за эти годы, на удивление смотрится свежо и непосредственно. Покоряет, прежде всего, виртуозная игра замечательного актёрского дуэта Аль Пачино и Джина Хэкмена в ролях бродяг Макса и Лайона. «Отверженные мира сего» путешествуют по Америке из штата Калифорния в Филадельфию в поисках лучшей доли, но им всё равно суждено остаться на задворках общества. Удел подобных изгоев — странствие лишь по просёлочным дорогам жизни, а всякие «хайвэи» и стремительные автострады совершенно не для таких, как они. Ведь эти друзья по несчастью слоняются неприкаянные, как перекати-поле, и кажутся добропорядочным обывателям Америки настоящими «пугалами». Авторы фильма трезво и беспристрастно оценивают окружающую действительность, но это не мешает им сохранить добрую, с долей мягкого юмора, порой чуть сентиментальную интонацию в рассказе о неожиданном душевном родстве двух отщепенцев. Человечность и искренность картины позволяет ей не утратить своё обаяние и силу воздействия.
Back to Top