Частушки под гармошку - Виктор Ганяев город Дзержинск Нижегородская область!
Каждый народ имеет свою сокровищницу традиций. И если авторское искусство имеет известные каждому имена — Чайковский и Бах, Пушкин и Байрон, — то народное творчество анонимно. Зачастую оно безыскусно и просто. Однако именно такое коллективное искусство становится памятью народа, называясь фольклором.
Одним из самых распространенных фольклорных жанров является частушка. В русском языке это слово, вероятно, произошло от глагола «частить». И действительно, это слово характеризует скорость исполнения частушек — любимого всеми и исполняемого по сей день повсеместно жанра.
Частушка — музыкально-стихотворный жанр народного творчества, характеризующийся с литературной точки зрения иронией, юмором, а с музыкальной — ритмичностью и краткостью. Текст и стихотворная составляющая в частушке превалируют над музыкальной, поскольку музыка подстраивается под стихи ритмически, в то же время отличаясь безыскусностью и простотой. Музыка частушек — это мелодии без сложных гармоний, с речитативным написанием. Частушка при этом сопровождается импровизацией на народных музыкальных инструментах — балалайке, гуслях, трещотках, дудках…
Например,
Маня верила приметам
И отстала по предметам
Потому что от примет
Никакой-то пользы нет.
По данным фольклористов, частушка как фольклорный жанр в России сформировался во 2й половине XIX века. Это слово впервые в науке было употреблено писателем Николаем Васильевичем Успенским — собирателем фольклора, составлявшем описание народных жанров.
Основой для возникновения частушки, по мнению ученых, стали потешки, дразнилки, припевки во время игр и плясок, скоморошьи прибаутки. народ имеет свою сокровищницу традиций. И если авторское искусство имеет известные каждому имена — Чайковский и Бах, Пушкин и Байрон, — то народное творчество анонимно. Зачастую оно безыскусно и просто. Однако именно такое коллективное искусство становится памятью народа, называясь фольклором.
Считается, что дар частушки зародился в Поволжье и на Русском Севере, в частности, Костромской и Вологодской областях. Частушки мели афористический склад, будучи похожими на поговорки той или иной области. Со временем появились целые песни, похожие по ритму на частушки.
Например, известная песня «Ах Самара-городок», по словам музыковедов — почти сборник частушек. Эта песня стала популярной на всю страну во время Великой Отечественной войны, когда бригады Куйбышевской (Самарской) филармонии ездили по фронтам с концертами. Известно, что солистка Вера Зенкевич пела эту песню в Сталинграде и даже в Берлине, в осажденном рейхстаге.
По наблюдениям ученых, многие частушки создавались деревенской молодежью, а то и импровизировали во время народных гуляний. Зачастую бралась одна мелодия, под которую в этот день исполняло целый ряд частушек. Важная эмоциональная и гармоническая составляющая частушек – это мажорный лад. Ведь в частушке всегда присутствует шутливость, веселость, которую можно передать только мажорным ладом — минорный лад никогда не сможет настроить вас на такое настроение, только на медленные и тягучие мелодии (они также есть в народных песнях, но другого жанра). Мажорный лад подходит и для маршей — например, «Прощание Славянки». Вот почему частушки чаще всего исполняются в мажорном ладу. Поэтому же под частушки часто пляшут. Это жанр музыки, в котором можно и спеть, и плясать, в отличие, например, от симфонии или сонаты, под которую танцевать невозможно.
Будучи поэтическим ответом на события, частушка зачастую рождалась в ходе импровизации. Со временем появился жанр «битв частушек», когда два хора или два певца по очереди сочиняют, высмеивают друг друга. Не стали ли такие битвы прообразом битв рэперов в 21 веке?
Я снимаю игру на гармони, людей которым нравится русская гармонь! С уважением Валерий Болотов!
Электронная почта для писем и общения (пожелания и критика приветствуется): 6492293@