Откуда появилась традиция на Пасху кушать куличи? Что символизирует артос? Протоиерей Артемий Владимиров

Откуда появилась традиция на Пасху кушать куличи? Что символизирует артос? Протоиерей Артемий Владимиров – Откуда появилась традиция на Пасху кушать куличи? – Думаю, что традиция достаточно давняя, но не удивлюсь, если кто-нибудь из знатоков-кулинаров скажет, что традиция корнями соприкасается с Западной Европой. В Англии мы угощались кексом, чрезвычайно напоминающим по своим ингредиентам и консистенции наш пасхальный кулич. Не будучи силен в кулинарии, расскажу о философии кулича. Это замечательное кушание, в котором множество всего – от миндаля до цедры, где все благоухает. Кулич – это не что иное, как символ преображённого Христом космоса – неба и земли. Ведь Бог не создавал смерти, она вошла в мир через грехопадение Адама. Тление распространилось в мире через грех Адама. Кулич есть символ освящения всех земных стихий – земли, огня, воды, воздуха –Божьей благодатью. Кулич есть некая полноты бытия. Кулич есть свидетельство Божественной благости, победившей в этом мире. В какой-то мере наш кулич соотносится с тем хлебом – артосом, что сейчас красуется в каждом храме перед царскими вратами и будет раздроблен на маленькие части к Светлой субботе для раздачи верным христианам. Кулич – это фантазия на тему артоса. А артос – это квасной хлеб, освящённый в пасхальную ночь, служит во исцеление души и тела всем употребляющим его с молитвой. – Что символизирует артос? – Артос – символ Самого Господа Иисуса Христа. Не будем только смешивать его с Хлебом таинства Святой Евхаристии. С ним ничто не сопоставимо. Артос – квасной хлеб, который, по преданию, ещё апостолы за своей земной трапезой приподнимали и прославляли за Господа Иисуса Христа. Апостолы после Вознесения Господа имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. Христиане вкушают артос во исцеление души и тела утром, когда они не причащаются Святых Христовых Таин. Всё здесь соотнесено с личностью Иисуса Христа, Который невидимо пребывает с нами на всякий день.
В начало