В июне 2026 года мы будем отмечать 170-летие со дня рождения известного русского художника-баталиста, представителя отечественной академической школы - Франца Алексеевича Рубо. Две его очень примечательных работы из Художественного музея им. Нестерова демонстрировались на летней выставке в БГХМ “Поздние передвижники“ в 2021 - к 165-летию художника. Показана одна из них и летом 2024.
В картинах Ф. Рубо на военную тематику можно обнаружить немало примечательных деталей, свойственных академизму и требованиям батального жанра. И одна из них - это демонстрация флага, символа патриотизма любой армии, государственности.
Искусный баталист, Рубо начинал свой кавказский цикл в 1870-х годах, создав подлинно черкесскую сюиту. Но художника в эти годы больше интересовала романтическая возможность показа всадников и стати лошадей с различных ракурсов. Затем последовал официальный заказ на сюжеты, связанные с кавказской войной и живописец принялся решать задачи демонстрации героики и патриотизма представителей обеих сторон. Флаги в горных условиях использовались нечасто, ибо продвижение частей и даже раз’ездов было скрытным. Поэтому случаи их показа были единичными.
Изучение особенностей боя, дислокации полков и флотов, вооружения и амуниции противников, цвето-световых эффектов, связанных с обороной Севастополя, сподвигло Франца Рубо на создание панорамы, посвященной Крымской войне, где детали уже имели предметное выражение и были весьма важны для ощущения зрителя в роли участников этого сражения. На позициях защитников Севастополя - Малаховом кургане - гордо реял Андреевский флаг. Лев Толстой, как непосредственный участник обороны, оставил рассказы об этой войне, особо отметив интенсивный огонь противника по флагштоку, и, принимаясь за создание панорамы, Ф. Рубо внимательно изучал тексты, стремясь к достоверности показа происходящего.
При работе над панорамой “Бородинская битва“ художник привлек к созданию плана сражения опытных историков и военных консультантов. Среди множества проблем был вопрос - под какими флагами воевали наши полки? Дело в том, что французы шли под трехцветными знаменами, имеющими те же цвета, что и наш триколор, лишь в другой последовательности. Изучение документов о войне с Наполеоном утвердило Ф. Рубо в том, что наши войска разворачивали при штурме лишь флаги своих полков, многочисленные штандарты частей и “значки“ отрядов. Это позволяло полководцам лучше видеть местонахождение ударных частей и командовать атаками, имея целостную картину происходящего в долине близ Семеновских флешей. А вот парадный в’езд в Париж по окончании войны был уже во всей красе, под государственными стягами. Неудивительно, что въяве мы русского триколора в бою не увидим, но наши солдаты, давшие присягу не только императору и стране, но и своему полку на его знамени, сражались и умирали за то, чтобы он продолжал гордо развеваться на просторами Российской империи.
Воскресный лекторий БГХМ представляет фильм о жизни и творчестве нашего русского баталиста, которого можно поставить в один ряд с его кумиром - В. В. Верещагиным. Но в отличие от последнего, совершенно забытого в 20-21 веках.....
Автор лекций — сотрудник Художественного музея им. М. В. Нестерова, руководитель ВЛ БГХМ Вероника Боттичелли.
Видео и монтаж - сотрудник Художественного музея им. М. В. Нестерова Эмиль Шарипов
#днюроссийскогофлага
#деньроссийскогофлагарб
#поздниепередвижники
#францрубо
#к165летиюФРубо
#русскийбаталист
#рубо
#воскресныйлекторийБГХМ
#музейнестерова
#лекциивмузеенестерова
#русскийакадемизм
#баталиструбо
#185летиеРЖД
#железнаядорогавживописи
#РЖДврусскойживописи
#строительствожелезнойдороги