Проблемы православного вероучения. Беседа теолога Артёма Григоряна и иерея Георгия Лазарева, ч. 3.

1. Христология. Проблема самосознания Христа. 2. Как мыслить ограниченность человеческого естества Иисуса, если через Его сознание мыслил себя всеведущий Бог? Неортодоксальное решение проблемы. 3. Если Христос был Богом, то каким образом Он мог бы еще возвышен (Фил. 2. 9)? 4. Христос действительно стал нищим ради нас или просто создал некую видимость обнищания (2 Кор. 8.9)? Исходя из традиционной христологии, Он не стал нищим на самом деле. 5. Форма раба у Павла противостоит форме Бога. 6. Если Иисус как всеведущий Бог знал все, что будет с Ним происходить, то в чем его нравственный пример для нас (Евр. 12. 2)? В чем тогда Его подвиг? Как возможно брать пример с Богочеловека? 7. Христос - Спаситель. Он - для спасения, а не для подражания. 8. Что Христос в себе усовершенствовал (Евр. 5. 8), если Он был совершенным Богом от рождения? 9. Как бывшего свидетеля Иеговы тема иконопочитания особо меня волновала. 10. Апостолы не писали иконы и не пользовались иконами. 11. Зачем отцы 7-го Вселенского собора пытались обосновать иконопочитание апостольской древностью? 12. Проблема 7 ВС в том, что была догматизирована сама практика иконопочитания. 13. Можно использовать иконы или необходимо? 14. Догматом веры не может быть положение, которого не было у апостолов. 15. Догмат иконопочитания избыточен. Нельзя ставить вечную участь человека в зависимость от целования икон. 16. Принимают иконы, но не хотят их целовать - полулжецы, подпадающие под анафему 7 ВС? 17. Иконы не идолы, но их использование должно быть факультативным. 18. Что делать, если ты хочешь быть православным, но не можешь согласиться с некоторыми православными догматами? 19. 7 ВС был реакционнным. 20. Нужно анафематствовать бывших протестантов, которые, приняв православие, не могут целовать иконы? 21. Святые отцы, осуждавшие иконопочитание. 22. Анафематствование ретроспективное. 23. Как два великих святых отца могли отвергать апостольскую практику? 24. Соборный разум Церкви не может ошибаться? 25. Как практикующий православный может быть не согласен с официальным исповеданием православной веры? 26. Фактичность церковной жизни. Большинство православных тесты на догматическую точность не сдадут. И многие священники не сдадут. 27. Церковь канонизирует богословов, исповедавших еретические взгляды. Даже тех, кто были членами еретических церквей. 28. Исхожу из фундаментальной предпосылки святоотеческого богословия - из радикальной апофатики. 29. “Любое слово о Боге есть идол“, “Нам остается перед Богом лишь молчать“. 30. Как так вышло, что, провозгласив апофатическую максиму, мы пошли по пути катафатики? Мы слишком много точно знаем о Боге. 31. Догматика - это интересно, но нельзя придавать статус онтологического реализма словам. 32. Музыку Бетховена невозможно передать ни в стихах, ни в прозе. Даже вкус арбуза нельзя передать в словах. 33. Нам хочется говорить о Боге. Но стоит помнить, что, говоря о Нем, мы всегда говорим белиберду.
Back to Top