Режиссер Джордже Кадиевич
Сценарий Джордже Кадиевич, Ivan Raos
В ролях Оливера Катарина, Горан Султанович, Иван Ягодич, Osman Halilkovic, Тома Курузович
Молодой парень Иван путешествует по стране, направляясь в большой город. Под вечер карета добралась до одного села, невдалеке от которого стоял старый замок. Нанятый кучер высадил его, и отказался ехать дальше. Ничего не объясняя, он умчался прочь. Местные жители тоже чужаку не обрадовались, но и дальше его везти не соглашались. Пришлось идти пешком, к старому замку. Местный мальчик стал уговаривать его не ходить в замок госпожи Сивиллы, это опасно. Вылетевшая из-за поворота карета Сивиллы сбивает мальчика. Сама Сивилла испуганна происшествием и просит помочь отвезти мальчика в замок. Иван соглашается и попадает в этот странный замок, из которого слышится странная музыка и пение, и в сторону которого селяне даже смотреть боялись...
Сама история, как и атмосфера фильма, очень напоминают мистические произведения Эдгара По. Атмосферой любви, страсти, смерти пропитан каждый кадр, все диалоги и рассуждения героев, так или иначе, сводятся к этим двум вечным понятиям. Иван плывет в этом мороке, не в силах вырваться из него. Он пытается бежать из замка, но звуки странной музыки песни возвращают его назад, как пение сирен заставляло моряков плыть навстречу своей гибели. И уже невозможно уйти, не узнав тайны этой музыки и пения. Какой бы страшной она не была. И чего бы эта тайна не стоила при этом.
В этом фильме нет чудовищ и монстров, привидений и прочей жути. Но есть ясное ощущение чего – то таинственного, страшного, что нарастает и нарастает, неотвратимо приближаясь к развязке. Ощущение тяжелого, страшного сна, когда хочешь и не можешь проснуться. Надо отдать должное Оливере Вуко (Оливера Катарина), она просто великолепна в роли Сивиллы. Именно на ней, на её игре держится вся атмосфера тяжелого, вязкого ощущения страха, тайны, беспокойства. Глядя на неё понимаешь, почему она была признанной звездой 70-х.
Сюжет развивается неторопливо, тайна с самого начала окутывает то, что мы видим на экране, тайна, загадка, печаль, неизвестность – все это великолепно воссоздано в кадре профессиональной работой оператора, игрой света и тени, черного и белого цвета. А ещё завораживающим пением сирен, которое звучит в кадре очень часто, да еще дополненное странной, диссонансной музыкой, как будто где-то играет на арфе безумец – не в лад, то очень быстро, то медленно перебирая струны. Этот черно-белый фильм, снят в Югославии в 1973 году, когда и самого жанра фильма ужасов в наших странах официально не существовало. А вот фильмы такие очень редко, но снимались. И такие раритеты – настоящая находка для любителя страшного кино.