Video by Motorsnews

Музей транспорта Москвы завершил реставрацию уникальной машины ТУМ-975. В советские годы маленький и юркий автомобиль расчищал улицы и дворы от снега, пыли, мусора в столице и в других крупных городах. Его производили на Московском механическом заводе «Красный путь» в 1960–1980-е годы. За хорошую уборку тротуаров, дворовых территорий и платформ на железнодорожных вокзалах машина получила неофициальное название «труженик». Отреставрированный тротуароуборочный автомобиль станет частью постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы, который откроется в конце 2024 года в гараже Мельникова (Новорязанская улица, дом 27). ТУМ-975 разместят на первом уровне, который будет посвящен истории наземного транспорта и городской спецтехники. Тротуароуборочную машину ТУМ-975 привезли в Музей транспорта Москвы из Вологодской области. Ее произвели в 1975 году. Долгие годы миниатюрный автомобиль обслуживал коммунальное хозяйство в Вологодской области. В зависимости от времени года на «труженика» устанавливалось подметальное или снегоуборочное оборудование. Летом — щетки и бункер для сбора пыли, а зимой впереди кабины монтировали отвал для расчистки снега, позади — пескоразбрасыватель и щетку. В теплое время года машина подметала тротуары и дворы, собирая мусор в бункер, в холодное — сгребала снег, а затем подметала и посыпала песком дорожное покрытие. В конце 1990-х годов незаменимого помощника отправили на покой. Долгое время автомобиль не эксплуатировался, поэтому ему потребовалась реставрация. Специалисты восстановили внешний облик и все технические функции ТУМ-975. Это уникальный экспонат. В настоящее время в России сохранилось менее 10 образцов ТУМ-975. Всего в Советском Союзе было выпущено около 750 экземпляров. Музей транспорта Москвы приобрел автомобиль в декабре 2020 года. Сотрудники музея разыскали руководство по эксплуатации ТУМ-975 и чертежи. Это позволило восстановить исторический облик машины на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе. Например, по сохранившимся чертежам удалось изготовить бункер для песка и частично механизм разбрасывателя песка. В работах приняли участие реставраторы музея и ремонтные бригады завода. ТУМ-975 сконструировали в Советском Союзе в конце 1950-х годов. Ее длина составляла всего 2,78 метра (четыре метра с отвалом), ширина — 1,4 метра, высота — 1,75 метра. Автомобиль разработали в конструкторском бюро Экспериментально-механического завода Мосгорисполкома. Первые опытные образцы собрали в 1957 году. В конце 1950-х — начале 1960-х годов ТУМ-975 производили на Московском заводе автомобильных кузовов, в середине 1960-х производство передали заводу «Красный путь», который находился в подчинении Министерства путей сообщения СССР. Машина имела необычную комплектацию. На ней был установлен двигатель от автомобиля «Москвич» (сначала 407-й модели, а затем 408-й). Благодаря этому кабина водителя отапливалась. Кроме того, мини-автомобиль имел оригинальное трехколесное шасси: два колеса впереди и одно сдвоенное — сзади. Такая конструкция помогала разворачиваться на месте. Двигатель и другие агрегаты располагались за кабиной. Они закрывались грузовым кузовом. Большая часть ТУМ-975 приводила в порядок улицы и дворы Москвы до конца 1970-х годов. Другая их часть трудилась на вокзалах столицы и прочих крупных городов вплоть до конца 1980-х. Последний «труженик» работал в Санкт-Петербурге на стадионе «Кировец» до середины 1990-х.
Back to Top