«Марксистская концепция религии». (Часть 1) Лекция З.А. Тажуризиной

Лекция из цикла «Философия марксизма» План лекции: I. Становление и развитие марксистской концепции религии. II. Религия как творение человеческой сущности и закономерный результат жизнедеятельности общества. 1. Человеческая сущность у Л. Фейербаха - общность, связующая индивидов только природными узами («род»). 2. Человеческая сущность у К. Маркса - «совокупность всех общественных отношений». 3. «Религия – это логика превратного мира в его популярной форме», «выражение действительного убожества» этого мира, моральная санкция существующих порядков и всеобщее основание для утешения, для оправдания «превратного» мира. 4. Отражение в религии отношений господства и подчинения, «отражение, в котором земные силы принимают форму неземных». 5. «Религия – опиум народа». Компенсаторная функция религии. 6. Учение о социальной природе религии - новый взгляд, преодолевающий объяснение религии в рамках только духовной жизни общества. III. Генетическая связь между религией и товарным фетишизмом, раскрытая в «Капитале» К. Маркса. IV. Историко-религиозные исследования Ф. Энгельса. 1. Возникновение христианства в Римской империи. Социальные и идейные корни новой религии. 2. Диалектика соотношения религиозной формы и революционного содержания в еретических учениях Средневековья. 3. Воздействие социальных настроений народных масс на переосмысление католического учения Т. Мюнцером и его сподвижниками. 4. Исторический процесс постепенного преодоления религии в духовной жизни человечества по мере возрастания степени свободы в обществе. Сведения о лекторе: Тажуризина Зульфия Абдулхаковна - доктор философских наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова; автор многочисленных публикаций по истории религии и атеизма, в том числе книг: «Философия Николая Кузанского», «Идеи свободомыслия в истории культуры», «Атеизм и свободомыслие в духовной жизни русского народа» и др. ЖЖ ВК FB
Back to Top