ЗОЛОТО (1992)

«Золото» — художественный фильм совместного российско-итальянского производства. Историческая драма. Традиционный сюжет о столкновении «культуры» и «цивилизации» с «естественной» и «варварской» средой, в основе которого лежит реальное историческое событие — Sacco di Roma — разорение Рима наёмной армией императора Священной Римской империи Карла V в мае 1527 года. Италия, Папская область, 1527 год. На Рим идёт армия ландскнехтов во главе с Георгом фон Фрундсбергом и Карлом III де Бурбоном. Разнузданность и жестокие нравы германских наёмников давно стали «притчей во языцех», и жителей города не ждёт ничего хорошего. Римский папа Климент VII (Джулио Медичи) бессилен что-нибудь предпринять и укрывается в замке Святого Ангела, но предприимчивый скульптор и художник Бенвенуто Челлини полон решимости и с энтузиазмом встаёт у городских пушек... Талантливый художник Габриэлле (Франко Неро) остаётся в городе, несмотря на предупреждения доброжелателей уехать и приглашение Папы спрятаться с ним в замке. Рим захвачен, разорён и отдан на разграбление захватчикам. Алчные и нечестивые наёмники оскверняют всё вокруг себя, зверски убивая мужчин, насилуя женщин, издеваясь над монахами и священниками. Город превращён в зловонные руины. Наивный Габриэлле жестоко расплачивается за то, что остался в городе. Молодой ландскнехт Андреас (Александр Абдулов) устраивает разгром в его доме, убив его подмастерье и изнасиловав сестру последнего — возлюбленную художника Джезуину (Виттория Бельведере[it]). Капитан наёмников дон Диего (Иннокентий Смоктуновский), поклонник таланта Габриэлле, приказывает Андреасу остановиться у художника на постой. Джезуина становится наложницей ландскнехта, а сам Габриэлле — его покорным слугой. Сломленный внешне, художник всё более уходит в свой внутренний мир и постепенно перерождается. Однако, как живописец, он теряет вдохновение, насмотревшись на окружающие кошмары. Наконец, ландскнехты покидают Рим, но Андреас решает остаться в городе вместе с Джезуиной. Улучив момент, девушка убивает насильника, освободив Габриэлле из рабства и плена. Кинокартина носит отпечаток того времени, когда она создавалась: недостаточное финансирование не позволило в полной мере реализовать замысел режиссёров и сценаристов. Вместе с тем, прекрасная игра известных актёров вполне достоверно передаёт характеры как исторических персонажей, так и второстепенных лиц.
Back to Top