«Тучи над Борском». Колоризированная версия. 4К. 1960 год.
Советский черно-белый художественный фильм на антирелигиозную тему режиссёра Василия Ордынского, снятый в 1960 году и ставший одним из инструментов хрущёвской антирелигиозной кампании.
В фильме снимались сразу нескольких известных впоследствии киноактёров: Никита Михалков, Владимир Ивашов, Инна Чурикова, Инна Гулая, Роман Хомятов. Съёмки проходили в городе Бор Горьковской области, а также в Касимове Рязанской области, хотя по сюжету действие происходит где-то под Курском.
Дата премьеры: 25 февраля 1961 года.
Количество зрителей в СССР: 22 млн. 700 тыс.
Авторы сценария: Семен Лунгин, Илья Нусинов.
Режиссер: Василий Ордынский.
Оператор: Игорь Слабневич.
Художники: Михаил Карякин, Иван Пластинкин.
Композитор: Алексей Муравлев.
В ролях: Инна Гулая, Роман Хомятов, Владимир Ивашов, Наталья Антонова, Виктор Рождественский, Пётр Константинов, Пётр Любешкин, Валентина Беляева, Евгений Тетерин, Анна Троицкая, Игорь Охлупин, Геннадий Крашенинников, Инна Чурикова.
«Мосфильм», 1961 год.
«Тучи над Борском» можно назвать «культовой» антирелигиозной картиной. Однако среди кинокритиков он вызвал неоднозначную реакцию сразу после премьеры. Так, журнал «Советский экран» в 1961 г. опубликовал отзыв критика Н. Кладо: «Обличительный пафос „Туч над Борском“ сосредоточен на изображении изуверских молений и их высшей точки — принесении юной героини в жертву. Конечно, сектанты могут и убить. Но это — крайность. А вред их именно в том, что они лишают человека всех радостей жизни — труда, творчества, культуры. И здесь, мне кажется, авторы фильма „Тучи над Борском“ допустили ошибку, показывая, будто радости — действительно у сектантов, а беды — в „светском миру“».
Как отметил кинокритик Александр Фёдоров, основной удар хрущёвской волны антирелигиозных игровых фильмов (1959—1963) был направлен не столько на католическую и греко-католическую (униатскую) церковь («Иванна» В. Ивченко), сколько на борьбу с протестантскими конфессиями («Тучи над Борском», «Армагеддон», «Грешница», «Люблю тебя, жизнь!», «Конец света», «Цветок на камне» и др.). Авторы фильма «Тучи над Борском» намеренно изобразили верующих искажённо и оглуплённо, что способствовало нагнетанию в СССР массовой истерии, давшей политическое основание для преследования религиозных общин государством. Гиперболизируя внешние, часто случайные или выдуманные, проявления бытовой религиозности, авторы фильма оставляют без определённого художественного изображения как сами причины возникновения потребности в религии, так и положительное разрешение тех условий советской действительности, которые прямо или косвенно порождают такую потребность у советских людей, даже вопреки антирелигиозной пропаганде.
Современный историк русского протестантизма Т. К. Никольская отмечает, что в советской антирелигиозной пропаганде негативный образ «сектанта» со временем приобрёл «пятидесятнические» черты. Так, в фильме «Тучи над Борском» фигурируют некие «сектанты», хотя по многим признакам очевидно, что это пятидесятники (в киноповести С. Лунгина и И. Нусинова название конфессии присутствует). Вместе с тем, «Благодаря высокому профессиональному уровню, яркой игре молодых актёров, фильм до сих пор производит сильное впечатление и на зрителей-атеистов, и на верующих. Для последних картина особо интересна тем, что здесь критике подвергаются не столько христианские догматы, общие для большинства конфессий, сколько наиболее спорные духовные практики (глоссолалия, пророчество)».
Фильм колоризирован программным методом с применением нейросетей.
11 views
115
23
2 weeks ago 00:00:01 1
2 weeks ago 00:52:09 1.2K
[Александр ШЕЛЕСТ] ☠️ СТРАНА сломается В ОДИН МОМЕНТ! - Бортник. План КАПИТУЛЯЦИИ. Инсульт выборов. Тучи над Будановым