Понятие блага пронизывает всю философскую и экономическую мысль, которая анализирует его еще с трудов греческих философов.
Человеческая история насчитывает тысячелетия, но во все времена то, в чем нуждался человек, с помощью чего он удовлетворял свои потребности, называлось благом.
Возникновение и анализ данного термина традиционно связывают с древнегреческой философией.
Первым создателем учения о благе можно считать Платона, который «рассматривал благо, прежде всего, как то, ради чего действует человек и что делает его счастливым». [Благо. Католическая энциклопедия. Т. I. M., 2002. С. 592]
Платон ищет некое единое Благо, которое не являлось бы ни удовольствием, ни разумением, это «нечто третье, отличное от обоих и лучшее, чем они». Он говорит о том, что необходимо найти середину между удовольствием и умом и проводить «рассмотрение сообща», также «благо нужно искать не в беспримесной жизни, а в смешанной».
Для Сократа благо – это «разумение, мышление, память и то, что сродно с ними: правильное мнение и истинные суждения».
Аристотель говорит о том, что не может быть единого понятия блага. Однако благо выражено в моральных поступках, а моральность того или иного поступка законодательно определяется государством, поэтому цель науки о государстве – высшее благо для людей.
Аристотель (Eth. Nicom. l, 8) разделил блага человеческой жизни на 3 группы: блага внешние, духовные и телесные. Сохраняя лишь тройное деление, я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям.
Наиболее коротко можно называть БЛАГОМ все то, что признано годным для удовлетворения человеческих потребностей. Немного другое определение блага Т. Гоббса, которое напоминает понятие престижного блага.
«Для человека же почти ничто не считается благом, если оно не заключает в себе нечто особенное и отличающееся от того, чем владеют остальные». [Гоббс Т. Сочинения. В 2-х т. М., 1989-1991 (т.1,1989. т.2, 1991). т. 1, 330]
В конце XIX в. часто писали, что «средства удовлетворения потребностей называются благами». [Филиппович Е. Основания политической экономии. СПб., 1901. С. 4]
В науке вообще понятие блага ориентируется на понятие истины (достижение истины) в качестве центрального и наиболее фундаментального.
В экономической науке и в сознании каждого человека сложилось название всему тому, что ценится как средство удовлетворения потребностей – «благо» или во множественном числе - «блага».
Все, что воздействует на органы чувств человека и вызывает ответную реакцию удовлетворения можно назвать благом. Каждое благо имеет свои параметры и характеристики, которые могут быть как полезны (положительные), так и вредны (отрицательные). Параметры, характеристики блага придают ему оценку.
Благо воплощенная, реализованная полезность, напрямую связанная с потребностью.
Благо, прежде всего, внешний по отношению к человеку объект (в философском понимании материальный или нематериальный), который позволяет ему удовлетворять свои потребности и осмысленный человеком через его потребности.
Слово «благо» носит в себе положительный оттенок. С ним соотносятся множество слов, производных от слова «благо»: благодарность, благословление, благодарение, благородие, благородность, благосостояние, благословение, благоприятная обстановка. благополучие - определение уровня благосостояния.
Все слова, содержащие основу «благо», связаны с конкретным, отдельным человеком, его внутренним состоянием и возникающая сущность благосостояния для человека скорее субъективная и внутренняя, чем объективная и внешняя.
Предмет, обладающий общепризнанной способностью удовлетворять какую-нибудь хозяйственную потребность называется благом. Его свойство - удовлетворять человеческую потребность.
«Благо человека» - но это форма указывает только цель, но не дает готовых средств к ее достижению.
В работе Карла Менгера «Основания политической экономии» (1871) указывалось, что признается благом нечто при наличии и совпадении следующих четырех условий:
1. человеческая потребность;
2. свойства предмета делают его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности;
3. познание человеком этой причинной связи;
4. возможность распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности.
Предмет только тогда становится благом, когда совпадают эти четыре условия, но если отсутствует хотя бы одно из них, то предмет никогда не может стать благом.
Как далее указывалось Менгером: «Однородная сущность в следующей материи труда, произведения, потребности, назначения и действительного потребления, так что при отсутствии одного из этих элементов объект перестает быть благом».
К. Менгером сформулировано понятие - комплиментарных материальных благ, которыми являются, например, бумага, перо и чернила, иголки и нитки, телега и лошадь, лук и стрела, пара сапог, перчатки.
В развитии хозяйства экономической ценностью блага будет меновая, а в натуральном - потребительная.
1 view
1617
455
7 hours ago 00:03:14 8
Распространение фонемы М с лексическим значением ЖЕНЩИНА в слове МАМА. - Рублевский А.В. ()
17 hours ago 00:01:50 578
“Финансовая карусель” в Бердске определила лучших знатоков финансов
18 hours ago 00:10:58 28
“Ненавидеть Россию - это историческая традиция Европы“ - Николай Севостьянов