И.Р. Насыров. Исламский мистицизм (суфизм)

Лекция “Исламский мистицизм (суфизм)“, которая состоялась 10 ноября 2017 г. в Культурном центре «Дар» (ДУМ РФ) при содействии Центра исламоведения Фонда Марджани. Лектор: Насыров Ильшат Рашитович — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Основные темы Лекции: ❖ Суфизм – учение о мистическом «Пути», ведущем человека через нравственное совершенствование к постижению сверхчувственных «истин». Три этапа развития суфизма: 1. этап мироотречного движения (зухд) (VIII–IX в.); 2. этап сложения доктринального суфизма в кон. IX – нач. X вв., начало развития институционального, «практического» суфизма в лице суфийских братств; две основные концепции суфизма – учение о мистическом Пути (тарик) к Богу и учение об «избранничестве» (вилайа). 3. разделение доктринального суфизма на умеренный и философский суфизм; аль-Газали (1058–1111) – видный представитель умеренного суфизма; усложнение организационных суфийских структур, их приспособление к меняющимся социально-культурным, экономическим и политическим условиям. ❖ Суфизм как философское направление Ибн Араби (1165–1240) – крупнейший представитель философского суфизма. Концепция единства бытия (вахдат аль-вуджуд). Концепция «нового творения» (халк джадид) как альтернатива традиционному креационизму. Концепция «эпифании», Богоявления (таджаллин). Концепция «совершенного человека» (инсан камил). «Избранничество» (вилайа) – гносис, эзотерическое знание/познание. Концепция «ноуменальных сущностей». Теория Третьей реальности. Религиозный универсализм и веротерпимость. ❖ Суфизм после Ибн Араби Учение о «единстве созерцания» (вахдат аш-шухуд). Распространение суфизма в исламском мире. Социально-политические изменения в мусульманском мире в XIX–XX вв. (процессы модернизация, секуляризации) и ослабление влияния суфизма на религию и культуру мусульман.
Back to Top