«Сказка о золотом петушке» (1834)

Текст с рисунками Пушкина: Читает Табаков: Из комментария пушкиниста Бонди из оттепельного Собрания сочинений в 10 томах: “единственный случай у Пушкина, когда в основу сюжета русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла американского писателя В.Ирвинга «Легенда об арабском звездочете». Пушкин с удивительным мастерством заменил сложный, запутанный, обремененный посторонними деталями ход повествования Ирвинга простой, четкой, художественно выразительной композицией, а условно литературные фантастические образы — образами русской народной поэзии. Он создал на этой основе свою сказку, близкую и в идейном и образном отношении к подлинно-народному творчеству. Шутливая форма рассказа, иронический тон в описании царя Дадона и его действий, крайняя лаконичность повествования, отсутствие авторских разъяснении — все это часто приводило критиков к неправильному пониманию простого смысла сказки о золотом петушке: в ней искали политической темы, намеков на личные отношения Пушкина к Николаю I и т.д. Распространенности подобных толкований способствовала широкая популярность оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1907), в которой сюжет и образы пушкинской сказки были совершенно переосмыслены: царь Дадон изображен ленивым, трусливым и предельно глупым; таково же и все «Дадоново царство» — его сыновья, советники, войска и весь народ. У Пушкина нег ничего подобного. На самом деле Пушкин написал шутливую сказку на тему об опасности, гибельности женских чар. Пушкинский Дадон-не трус, не лентяй; «смолоду был грозен он // И соседям то и дело // Наносил обиды смело»; только под старость он решает «отдохнуть от ратных дел». Он со своими воеводами успешно отбивает нападения соседей. Помощь колдуна ему нужна только для того, чтобы заранее узнавать, откуда грозит ему нападение соседей, которые «беспокоить стали старого царя». Предупреждения волшебного золотого петушка помогают Дадону «дать отпор со всех сторон» врагам и водворить мир в своем царстве. После двухлетнего затишья петушок трижды предупреждает о враге или о какой-то другой опасности на востоке. Но вместо вражеских войск сначала оба сына царя, а затем и сам Дадон находят красавицу шамаханскую царицу. Она и есть тот враг, о котором предупреждал золотой петушок: от нее погибают два сына Дадона, заколовшие друг друга во время пира, и оба их войска, от нее гибнет старый скопец-звездочет, настойчиво требующий у Дадона исполнения его неосторожного обещания. От нее гибнет и сам старый Дадон. Шутливая сказка заканчивается шутливым нравоучением: Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. «Сказка о золотом петушке» по содержанию целиком примыкает к существующим в народном творчестве шутливым сказкам, повестям, анекдотам на тему о том, что женская красота страшнее всякого врага“ (#cc1). Иллюстрации Билибина: «Золотой петушок» — опера-балет 1914 г. и балет 1937 г. в постановках М.М.Фокина. «Сказка о золотом петушке» (1967) — мультфильм А.Снежко-Блоцкой, сценарий Шкловского: «К жанру сказки Пушкин обращается в период наивысшего расцвета творческих способностей, 1830–1837. В 1830 г. начата работа над так и оставшейся незавершенной “Сказкой о медведихе“. В 1831 г. завершена работа над “Сказкой о царе Салтане...“ и “Сказкой о попе и работнике его Балде“. В 1833 г. написаны “Сказка о рыбаке и рыбке“ и “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях“» ( Римский-Корсаков “ ...был музыкальным волшебником – великим сказочником в русской музыке. Из 15-ти опер, написанных им, более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды“. (Л.М.Тарасов. Волшебство оперы. М., 1979.) Римский-Корсаков в юности был очарован оперой Глинки “Руслан и Людмила“. В 1906 г. он начал работу над оперой “Золотой петушок“. Опера “Сказка о царе Салтане...“ написана к столетию со дня рождения Пушкина. Опера Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане...“ отвлекла художника Врубеля от работы над “Демоном“. Увлеченный образами Пушкина и мелодией Римского-Корсакова, Врубель пишет декорации к опере, создает эскизы костюмов. Премьера оперы “Сказка о царе Салтане...“ состоялась на сцене Частной оперы в 1900 г. Врубель, завороженный поэзией и музыкой, обращается к творчеству В.Васнецова, Билибина, Н.Рериха. В 1900–1901 им написаны полотна на тему “Сказки о царе Салтане...“: “Царевна-Лебедь“, “Лебедь“, “Три богатыря“. Картина “Царевна-Лебедь“ восхитила Васнецова. Образ Царевны-Лебеди по его словам создан “...редкостными по красоте истинно сказочными красками...“ О сказках Пушкина:
Back to Top