Казанская церковь (Вознесенская) Екатеринослава

Храм Вознесения Господня (Казанская церковь) - исчезнувший храм на вершине холма святой Варвары в Екатеринославе. Размещался неподалеку от конечной остановки современного трамвая № 4. Его строительство началось примерно в 1907 году, завершено в 1912. В 1935 году храм был демонтирован. В 1891-1892 годах на Екатеринослав обрушились обильные ливни. В результате наводнений были повреждены деревянные дома в низинах города в основном бедняцкие. Пытаясь бороться со стихией, Городская дума по инициативе тогдашнего градоначальника Александра Яковлевича Толстикова, приняла решение строить жилье в центральной части только из камня. Кроме того, распланировать новые кварталы на одном из главных холмов в районе улицы Старогородней (ныне улица Светлова), где начали интенсивно продавать землю под небольшие усадьбы, причем «на крайне льготных условиях». Из-за отсутствия средств беднота не спешила переезжать. За десять лет внедрения «Новых планов» город разросся до вершины холма в то время самой высокой точки в Екатеринославе. Сейчас тут тупик трамвая №4. Небольшие домовладения и усадьбы появились по обе стороны улицы Казанской (в 1923-м она была переименована в улицу К. Либкнехта, сегодня Михаила Грушевского). В конце улицы Казанской было решено возвести новый храм. В народе его нарекли Казанским. В 1906 году младший губернский архитектор Александр Николаевич Миклашевский создал весьма оригинальный проект будущего храма. И уже на следующий год начали строительство церкви Вознесения Господня – одного из последних и наверное самого красивого из всех дореволюционных культовых сооружений города. По данным историков, первым внёс пожертвования на строительство сам император Николай II. Кроме того в числе, как сейчас принято говорить, спонсорами были Мина Копылов, губернское и уездное земства, а также множество мелких благотворителей. Жертвовали на храм и обычные горожане. К 1912 году церковь уже возвышалась над городом. Сравнительно небольшой по размеру храм был достаточно высоким и имел сложный византийский силуэт. При этом крест над Вознесенской церковью оказался выше всех других зданий города. Ступени храма сделали из розового мрамора, купола были голубыми, а отделка – позолоченной. Ещё через год установили керамический иконостас, сделанный в Московской мастерской Кузнецова. Однако из-за хронического недостатка средств заказать художникам настенную иконопись не смогли. Потому фрески заменили полотнами с изображениями святых и ангелов. Невероятный факт, часть иконостаса Казанской церкви удалось спасти. Сегодня он находится в Троицкой церкви. Завершить все работы в храме не удалось даже несмотря на то, что один из крупнейших в городе кирпичных заводов располагался неподалеку – на краю Красноповстанческой балки, бывшей Жандармской. Кстати в районе тупика трамвая №4 и сейчас можно найти дома и тротуары из прочного дореволюционного красного кирпича, сделанного на этом заводе. Казанская церковь была очень красивая и главное – богатая. Её любили. Я и эксперт исторической группы в Фейсбуке, Дмитрий Калинин побывали на месте, где когда-то стоял Вознесенский храм, Казанская церковь. В 1920-х годах Вознесенскую церковь закрыли. Из-за особенностей строения для очередного пролетарского клуба она не годилась, а лишние склады в данном районе были без надобности. Решили, - храм не нужен и мешает. Причина – первое в области асфальтированное шоссе, которое начали строить в 1935-м и закончили в 1936 году. Речь идёт об участке Днепропетровск. Дорога из города на юг тогда начиналась от улицы Троицкой (улица Красная) и проходила через улицу К. Либкнехта, упиравшуюся в Казанскую церковь. Потому в 1935-м городская власть решила храм, как сегодня говорят - демонтировать, а полученный кирпич использовать для строительства других объектов. Некоторые непригодные к использованию обломки фундамента, обрастая травой и мхом, оставались в тупике «четверки» аж до 60-х годов прошлого столетия. И возможно часть из них была использована при строительстве ремонтной ямы для трамваев четвертого маршрута, которые, как известно, ходили от вокзала до конца улицы Казанской с начала прошлого века. Таким образом Днепропетровск утратил оригинальное и красивое сооружение. Свою благодарность можно отправить на карту ПриватБанка, номер в описании. 0:03 Вступление 0:27 Ливни 0:48 Толстиков и решение Думы 2:00 Казанская церковь 2:42 Спонсоры 3:20 Купола и отделка внутри 3:50 Спасённый иконостас 4:30 Дома и тротуары 4:58 Остатки Казанской церкви 7:15 Воспоминания очевидца 8:10 Разрушение 9:25 Ремонтная яма трамвая № 4 9:55 Нужна ли церковь ? 10:26 Ваша благодарностьСвою благодарность можно отправить на карту ПриватБанка 5169360000750251 Купить йоркширского терьера Фейсбук группа - Фейсбук личка - Телеграмм Скайп vik278 Второй трамвайный маршрут: Вокзал - Казанская #церковь #екатеринослав #казанская
Back to Top